Обоснование подхода

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ТРЕНИНГ

РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Теория

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

В семьях часто встречаются различные нарушения воспитательного процесса. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:

1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.

2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушенийстепень удовлетворенности потребностей ребенка. Здесь возможны два типа отклонения:

1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, - количество требований к ребенку в семье.

Требования – это и обязанности подростка - те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), и требования-запреты (то, что ребенок не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:

1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к ребенку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Например, от ребенка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.

2. Недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоя-тельность.

4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы (стили) воспитания:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

5. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.

6. И другие.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширении сферы родительских чувств;

- предпочтении в подростке детских качеств;

- воспитательной неуверенности родителя;

- фобии утраты ребенка;

- неразвитости родительских чувств;

- сдвиге установки родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;

- проекции на ребенка собственных нежелательных качеств;

- вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания.

Подобные отношения родителей вызывают повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.

Обоснование подхода

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

- родительские установки и реакции;

- отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

- нарушения воспитательного процесса в семье;

- причины отклонений в семейном воспитании;

- типы воспитания;

- уровень родительской компетентности и т.п.

При нарушении гармоничности и адекватности хотя бы одной из перечисленных особенностей семейного воспитания (от установок и реакций до компетентности), можно говорить о его дисгармоничности. Соответственно, коррекционная работа должна включать в себя множество техник из различных психологических подходов в соответствии с объектом коррекции.

Таким образом, в соответствии поставленными целями и задачами, коррекционная программа разработана в рамках эклектического направления, и включает в себя бихевиоральные, когнитивные, психодраматические, телесноориентированные и другие техники.

Работа по программе центрируется на занятиях для родителей, так как именно родители являются ведущим звеном в детско - родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит ха­рактер взаимоотношений в семье, но в завершении работы по программе на «Праздник семьи» приглашаются для участия все желающие члены семьи (в том числе и дети).

Концептуальная основа: идея сотрудничества взрослого с ребенком.

Комплектование групп: группа состоит из шести–восьми родителей младших школьников. Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности — важные характеристики процесса родительской психокоррекции, поэтому после второй сессии группа закрывается и новые участники к ней не присоединяются.

Временные рамки: родители встречаются на 2 часа каждую неделю в течение 10 недель. Такой режим позволяет применять на практике полученные знания и корректировать их в процессе обсуждения на последующих занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: