Цель: гармонизация стиля семейного воспитания, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей, расширение осознанности мотивов воспитания в семье.
Задачи:
а) психологическое просвещение — дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.
б) обучение — обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для гармонизации системы воспитания в семье.
в) переориентация — самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений, преодоление стереотипов поведения.
Основные этапы:
• Диагностический – проведение диагностического обследования деформаций детско-родительских взаимоотношений с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений»(Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ) или «Стратегии семейного воспитания».
• Подготовительный (мотивационный) — представляет собой групповую консультацию для родителей по результатам диагностики деформаций детско-родительских взаимоотношений. Знакомство с результатами диагностики и их психологической интерпретацией создает мотивацию, необходимую для эффективного прохождения тренинга.
• Основной (рабочий) — структура сессий планируется в соответствии с принятыми правилами проведения социально-психологического тренинга.
• Завершающий — последняя сессия проводится в виде «Праздника семьи», в котором принимают участие все желающие члены семьи.
• Контрольно-закрепляющий — проведение дополнительных встреч участников тренинга с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Структура занятия:
1. Вводное упражнение или обсуждение домашнего задания;
2. Основной блок упражнений (3-4) в соответствии с целью занятия;
3. Подведение итогов занятия, получение обратной связи (упражнение «3 ответа»);
4. Домашнее задание.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: знакомство участников друг с другом; осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком.