Тема 14 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Цель лекции: усвоение студентами ключевых понятий эффективности, критериев успешного бизнеса, и основных черт эффективного менеджмента.
План лекции
1 Основные понятия и принципы эффективного менеджмента
2 Критерии успешного бизнеса
3 Новые черты эффективного менеджмента
Основные понятия и принципы эффективного менеджмента
Эффективность — это комплексное понятие (четкого, общепринятого определения этого термина нет), описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и прочее. Эффективность в системном смысле — характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений. В более узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной, технологической, экологической эффективности.
Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т.д.) хотя бы в качественных категориях: лучше/хуже, качественно/некачественно и т.д. Оценка и сравнение возможны при наличии критериальных показателей и ограничений. Аспект сравнения очень важен — эффективность не абсолютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения как организации, так и общества и в сравнении с другими организациями.
Таким образом, эффективность существует при наличии:
• определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и
оценки;
• установленной системы (иерархии) целей развития системы;
• установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по
отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон
развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.
Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле — это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных экономических результатов Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характеристики.
Исследование проблемы эффективности менеджмента организации обусловлено следующими факторами:
• ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;
• стремление хозяйствующих субъектов к организационному развитию и получению максимального эффекта при наименьших затратах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, мотиваций и поведения выдвигаются на первый план;
• предотвращение негативного влияния институциональных систем менеджмента или адаптирование этих систем к новым условиям.
Экономические организации существуют для реализации определенных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности является одним из решающих. Следовательно, организация считается
добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Эффективное управление организацией — это сложный акт балансирования различных величин и интересов, предполагающий намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное на успех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного подхода, например ситуационного или интегрированного.
Каким бы ни был избранный критерий, эффективность менеджмента в динамике характеризует рост организации, т.е. изменение границ между организациями и между организациями и рынком.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости.
Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, экономики.
Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.
Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, т.е. совокупности поступков, активного поведения. Деятельность характеризуется такими чертами, как пространственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.
Следует отметить, что эффективность по отношению к организации (бизнесу) включает как минимум две стороны:
• эффективность основной деятельности (производственной), т.с
эффективность бизнеса по затратам и результатам производственно
экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлении
деятельности, т.е. оценка того, что делает организация;
• эффективность системы управления организацией(по сути эффективность менеджмента), т.е. оценка достижения организацией соответствующих результатов.
Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности.
Основными составляющими успеха организации являются:
• выживание организации;
• результативность и эффективность организации;
• производительность;
• практическая реализация управленческих решений;
• обобщение;
• необходимость ситуационного подхода.
Вопросы оценки эффективности менеджмента являются центральными в менеджменте. Поскольку цели каждой конкретной организации весьма различны, то цель менеджмента организации — повышение его эффективности.
Обобщающим показателем эффективности менеджмента можно считать стоимость бизнеса и ее динамику.