Пермь 2013

Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Реферат

Учебная работа

Студента I курса специальности

Дизайн архитектурной среды

Никитиной Марии

Преподаватель:


Пермь 2013

Содержание:

Введение.

Глава 1. Роль конкуренции в рыночной экономике. Функции.

Глава 2. Виды конкуренции.

Часть 1. Виды конкуренции по масштабам развития.

Часть 2. Виды конкуренции по характеру развития.

Часть 3. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг).

Часть 4. Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта.

Часть 5. Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара

Часть 6. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар

Часть 7. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка. Совершенная и несовершенная конкуренции.

Глава 3. Защита конкуренции.

Заключение.

Библиография.

Введение.

Существует множество понятий конкуренции и её разновидностей. Данный реферат посвящен изучению конкуренции в среде рыночной экономики.

Конкуренция в рыночной экономике - важный элемент механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно конкретная форма ее функционирования.

В переводе с латинского это слово означает «сходиться», «сталкиваться». Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п. Она является той рыночной силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, которое уравновешивает рыночные цены.

Целью данной работы является изучение видов конкуренции в рыночной экономике, её роли и функций, а так же углубленное изучение совершенной и несовершенной конкуренции.

Глава 1. Роль конкуренции в рыночной экономике. Функции.

Рынок не мог бы функционировать, если бы в его экономике, кроме действия закона спроса и предложения, не было конкуренции.

Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенности производства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой их реализации.

Экономическое соперничество обычно приобретает такие формы, порождает такие эмоции и страсти, к которым в литературе вполне уместно применяется выражение «конкурентная борьба». Она - постоянный предмет исследования многих ученых.

Конкуренция полезна для общества: она стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают сами потребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Полл Самуэльсон отметил, что конкуренция как сложный механизм непроизвольной координации производства через систему цен и рынков объединяет знания и действия миллионов индивидов. Тем не менее, система удовлетворяет первое требование, которое ставится перед любым социальным организмом - «способность выжить».

В рыночной экономике конкуренция выполняет немало функций: способствует распределению ресурсов, взаимодействию спроса и предложения, формированию рыночных цен, стимулирует снижение расходов производства и внедрение новых видов продукции, обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей.

Функциями конкуренции так же являются:

1) Сопоставительная. Конкуренция в экономике - это универсальный инструмент сравнения эффективности производства разными фирмами одного и того же товара. Фирмы, издержки на производство у которых превышают рыночные цены на данный вид товара, становятся банкротами. А те, у которых они меньше – получают прибыль. В случае, когда издержки равны рыночной цене, возмещаются только затраты ресурсов, но есть ещё время на изменение ситуации в лучшую сторону.

2) Регулирования. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу, фирма должна производить те товары, которые на данный момент пользуются спросом на рынке, а значит, ресурсы перенаправляются в те из отраслей, продукт которых наиболее востребован на данный момент.

3) Мотивации. Компании, предлагающие более качественную продукцию или по меньшей цене, получают прибыль, а те, которые не способны обеспечить достойное качество либо цену – выходят из игры.

4) Инновации. В ходе конкурентной борьбы победит тот, у кого более разнообразные и качественные товары, а значит, есть смысл вводить различные инновации.

5) Контроля. Экономическую силу любой фирмы контролирует конкуренция. Экономика страны, идущей по рыночному пути, развивается благодаря естественному отбору среди участников рынка.

6) Оптимизация. Обеспечивает получение максимального уровня полезности для потребителя и максимального уровня прибыли для производителя, а значит, на рынке она формирует состояние стабильного социального оптимума.

Но конкуренция имеет и отрицательное влияние:

1) Она усиливает стихийность и подрывает стабильность.

2) Появляется риск создания на основе самых успешных фирм монополий, которые смогут контролировать не только экономическую ситуацию, но и со временем, политическую, то есть формировать институт олигархии.

Поэтому для стабильности и процветания общества необходимы системы рыночной экономики, но с жестким контролем со стороны государства, лучший пример – Китайское экономическое чудо, где свободная конкуренция, но публичные расстрелы за коррупцию, как попытку построить олигархические структуры.

Вместе с тем конкуренция имеет и отрицательные черты: она является одной из причин безработицы, прямо или опосредствованно влияет на неравномерное распределение доходов между разными группами населения приводит к разорению мелких товаропроизводителей способствует концентрации производства, отсюда - значительному обогащению крупных собственников может порождать монополию со всеми ее негативными последствиями.

Роль конкуренции как движущей силы экономики особенно видна благодаря ее мощным стимулам в развитии производства. Новаторское применение передовой техники и технологии, способствующее улучшению качества продукции и уменьшению ее себестоимости, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.

Конкуренция как один из важных элементов функционирования рыночного механизма возможна лишь при условии, что основная часть товаропроизводителей - предприятий, организаций, граждан - свободна в своей хозяйственной деятельности и предпринимательстве. Они сами выбирают поставщиков и потребителей, распоряжаются прибылями, которые остаются после уплаты налогов, решают другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.

Изучение успехов конкурентов смежных производств - один из двигателей производственного или коммерческого прогресса. Понимая неизбежность заимствования их опыта, производители стремятся своевременно продать свои новые достижения, которые называются ноу-хау (англ. know how - знать как).

В условиях конкуренции возникает коммерческая тайна, продиктованная необходимостью товаропроизводителей прятать от конкурента все то, что дает им возможность вырабатывать товары повышенного спроса и получать высокие прибыли. Коммерческая тайна - это тоже необходимое условие конкуренции, поэтому она охраняется законодательством каждой страны. С другой стороны, товаропроизводители стремятся изучать и заимствовать методы работы конкурентов, которые пользуются успехом. Такое изучение рынка называется бенчмаркингом.

Глава 2. Виды конкуренции.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

Часть 1. Виды конкуренции по масштабам развития.

По масштабам развития выделяют следующее виды:

1) индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

3) отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Часть 2. Виды конкуренции по характеру развития.

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

1) конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;

2) конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

3) конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

Поскольку конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

1) желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;

2) функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге;

3) межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:

4) межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого — создать имитацию потребительского выбора.

Часть 3. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг).

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

1) чистая;

2) олигополистическая:

3) монополистическая.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, гак как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Часть 4. Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

1) возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

2) стимулирование научно-технического прогресса;

3) экономическое принуждение к повышению эффективности производства;

4) выявление слабых, менее организованных производителей;

5) ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой конкуренции:

1) возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

2) усиление интенсификации, рост эффективности производства;

3) оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта.

Часть 5. Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Часть 6. Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

Часть 7. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка. Совершенная и несовершенная конкуренции.

Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой в отрасли 1) существует большое количество фирм, каждая из которых производит очень маленький выпуск по сравнению с выпуском отрасли, 2) все фирмы производят однородный продукт, 3) количество фирм может легко измениться.

Давайте рассмотрим эти характеристики по очереди.

1. Относительно небольшой выпуск любой фирмы означает, что ни одна фирма не может заметно повлиять на равновесную цену. Как бы она ни изменяла свой выпуск = снижала до нуля или увеличивала до максимально возможного значения, это не приведет к значительному изменению рыночного предложения, а следовательно, не повлияет на цену продукта.

Если, например, из десяти тысяч фермеров, производящих вместе 1 миллион тонн пшеницы, один фермер решит вырастить дополнительные 100 тонн, то это изменит выпуск на ничтожно малую величину = всего на 0,01%. Рынок "проглотит" это увеличение предложения, даже не заметив его, и цена пшеницы не изменится.

Как же изменяется цена, в том случае если действия отдельной фирмы не могут оказать на нее никакого влияния? Рыночное предложение складывается из предложения множества отдельных фирм, и если ВСЕ фермеры решат увеличить свое предложение, например, на 10%, рыночное предложение тоже увеличится на 10% и цена обязательно изменится.

2. Однородность продукта означает, что различий в продукте фирм не существует. Отсюда следует, что покупателям все равно, продукт какого производителя покупать. Если все фермеры будут продавать свое зерно по 1000 рублей за тонну, а один фермер решит назначить на точно такое же зерно собственного производства цену 1001 рубль за тонну, он останется без покупателей. Ни один покупатель не будет покупать зерно по более высокой цене, если можно купить его дешевле.

Их этих двух характеристик вытекает важное следствие: в==условиях совершенной конкуренции отдельная фирма вынуждена принимать цену, которая устанавливается на рынке в результате совместных действий всех фирм, и может только выбирать объем выпуска, который при этой цене принесет ей наибольшую прибыль. Если фирма назначит цену больше рыночной, она ничего не продаст, а назначать меньшую рационально действующая фирма не будет.

3. Возможность изменения числа фирм в отрасли означает, что любой предприниматель в хозяйстве может организовать в этой отрасли новую фирму и начать производство без каких-либо препятствий. Как говорят экономисты, существует свободный "вход" в отрасль.

Это значит также, что владелец любой фирмы, которая существует в отрасли, может решить прекратить производство этого продукта без значительных потерь (существует свободный "выход" из отрасли).

У этой характеристики конкурентной отрасли тоже есть важное следствие:экономическая прибыль в такой отрасли будет со временем стремиться к нулю.

Может ли "вход" в отрасль с большим количеством фирм быть несвободным? Представить такую отрасль возможно, но как объяснить существование в ней большого количества фирм? Ведь если бы "вход" в отрасль был затруднен, то это количество фирм просто не смогло в ней появиться.

Конечно же, отыскать в хозяйстве рынок с совершенной конкуренцией будет так же сложно, как и совершенный рынок. Число фирм редко бывает очень большим, их относительные размеры часто сильно различаются, практически всегда существует некоторая неоднородность продукта.

Но во многих случаях этими "несовершенствами" можно пренебречь, если фирмы в таких отраслях ведут себя так же, как и при совершенной конкуренции.

Например, продавец картошки на деревенском рынке, где присутствуют еще 20 производителей этого продукта, знает, что его картошка вряд ли сильно отличается от картошки конкурентов (хотя она, конечно же, отличается!) и его присутствие на рынке не окажет никакого заметного воздействия на цену. Поэтому он будет считать устанавливающуюся на рынке цену заданной и выбирать только количество картошки, которое выгодно предложить к продаже.

Таких отраслей с "почти совершенной" конкуренцией в реальном хозяйстве может быть достаточно много.

Совершенную конкуренцию в реальном хозяйстве найти очень непросто, так как для ее существования необходимы два условия:

1) отсутствие выгоды в укрупнении размера фирмы, что делает возможным существование множества фирм и облегчает "вход" (для маленькой фирмы нужен небольшой капитал);

2)) невозможность для отдельной фирмы сделать свое благо неоднородным (отличающимся от продукции конкурентов).

Можно привести два примера, когда в результате сочетания всех этих условий наблюдалась практически совершенная конкуренция.

Производство сельскохозяйственных продуктов

Во-первых, производство сельскохозяйственной продукции ничуть не выигрывает, если его осуществлять в большой фирме. Никакого эффекта экономии от масштаба производства не наблюдается, а затраты на управление возрастают. Как писал российский экономист А. В. Чаянов, "человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну", а это значит, что большие фирмы в сельском хозяйстве будут занимать очень большие территории и будут плохо управляемы.

Поэтому наиболее эффективная форма организации сельскохозяйственного производства = это относительно небольшие предприятия, в которых вообще нет никакого управленческого аппарата, а есть только владелец фирмы, который сам обрабатывает свое поле, в лучшем случае используя труд нескольких подсобных рабочих.

Во-вторых, затраты на "вход" в такую отрасль относительно невелики, так как фермерский капитал обычно включает стоимость относительно недорогих инструментов и построек. Гораздо более важным элементом является опыт сельскохозяйственного производства, и поэтому быстро увеличиться количество фермеров не может. Но в "достаточно" длительном периоде со временем ничто не мешает увеличиться числу фирм в этой отрасли до сколь угодно большого значения.

В-третьих, большинство продуктов сельского хозяйства действительно однородны. Пшеница, выращенная в Краснодарском крае, ничем не отличается от пшеницы, собранной в Курской области.

Наконец, современный транспорт делает возможным конкуренцию производителей, разбросанных по огромной территории. Например, в США существуют несколько миллионов фермеров, действующих практически в условиях совершенной конкуренции.

Транспортные услуги

Другим примером такой отрасли, в которой может существовать совершенная конкуренция, является отрасль "транспортные услуги".

Рынок услуг частных такси. В некоторых городах различных стран (в том числе России) организовать фирму по перевозке пассажиров может любой человек, владеющий легковой машиной и купивший лицензию на этот вид деятельности. Такая фирма будет состоять всего из одной машины и одного водителя. "Вход" в такую отрасль является достаточно легким. Обычно в любом городе находится достаточно людей, уже имеющих машины, но по каким-то причинам не имеющих выгодной работы. Эти люди легко могут использовать свою машину для создания фирмы по перевозке пассажиров (все затраты для выхода на рынок будут складываться из покупки лицензии и изображения "шашечек" на какой-либо части машины).

Другое дело, когда с частниками начинает успешно конкурировать таксомоторный парк. Если он способен обеспечить более дешевое обслуживание машин, у него появляется выигрыш в затратах и он может назначать более низкие цены.

Рынок грузовых перевозок. На этом рынке фирма тоже может состоять из одного человека и одного грузовика, который занимается перевозкой какого-либо сырья или готовой продукции по заказу других фирм. Конечно, затраты "входа" на этот рынок несколько выше, чем аналогичные затраты частных таксистов, ведь придется покупать грузовик. Но для этого можно купить подержанную машину или воспользоваться кредитом под залог своего имущества.

В частности, такие перевозки распространены в США, где они обслуживают уже упомянутый рынок сельскохозяйственной продукции. Крупные транспортные компании также существуют, но они занимаются долгосрочными и большими контрактами с крупными производителями, постоянно нуждающимися в доставке сырья или отправке готового продукта. Бизнес же "частников" основан на случайных заказах (фермер вывозит свой урожай не каждый день, а несколько раз в году, поэтому спрос со стороны фермеров носит периодический характер). В США существует около трех десятков тысяч таких фирм, и рынок их услуг также приближается к совершенной конкуренции.

Перейдём же к несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

2) неоднородность продукта;

3) наличие барьеров для входа в отрасль;

4) несовершенство информации;

5) участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

6) производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

7) присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.

Формы несовершенной конкуренции

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Глава 4. Защита конкуренции.

Антимонопольная политика российского государства состоит в создании условий для добросовестной конкуренции, повышения конкурентоспособности отдельного производителя и отечественной экономики в целом, а также предотвращения ее монополизации, что и отражает федеральный закон о защите конкуренции.

Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый 26 июля 2006 года, заменил два предыдущих нормативных акта: Закон 1991 года о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и Закон 1999 года о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Закон является правовой основой защиты конкуренции. Целью его является пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, а также ограничения конкуренции различными органами государственной власти. Ежегодно вносимые поправки, изменения, дополнения призваны сделать Закон действенным и эффективным.

Заключение.

Рынок — своеобразный организм. В нем существуют производители, продавцы, потребители, покупатели. Их взаимодействие ведет к установлению объемов продаж, а также цен на товары. Структура рынка как основная его характеристика определяется количеством участвующих фирм, степенью сходства представленных товаров, легкостью входа и выхода, доступностью рыночной информации. Условиями успешного функционирования рынка является наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Различают рынки совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции. Структура рынка чистой конкуренции определяется большим числом покупателей, продавцов, сходными товарами, отсутствием влияния продавцов друг на друга. Цены определяются спросом и предложением. Такая структура рынка присуща незначительно монополизированным отраслям: легкая, пищевая промышленность, производство бытовой техники.

Несовершенную конкуренцию отражают структуры монополистического, олигополистического рынков и рынка чистой монополии. Самыми распространенными структурами являются монополистическая и олигополистическая. Структура монополистического рынка характеризуется большим количеством фирм-участников, дифференцированным товаром (имеющим отличительные качества), неценовой конкуренцией. Здесь производитель является монополистом по отношению к своему виду товара и диктует свою цену. Эта структура рынка характерна для транспортной отрасли, энергетики, связи.

Библиография.

1. Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.

2. ru.wikipedia.org – статья "Несовершенная конкуренция"

3. e-college.ru – раздел "Несовершенная конкуренция"

4. Конкуренция (эконом.) // Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

5. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006. - 2-е изд.

6. Латов Юрий. Конкуренция экономическая. Кругосвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: