Тревога восьмимесячного Шпица в свете палеопсихологии Поршнева

В соответствие с психоаналитической традицией, идущей от Фрейда, Шпиц подчеркивает фундаментальное значение фрустрации для психического развития (Шпиц, Коблинер, 1965, с. 138-140). Он приводит яркий и убедительный пример фрустрирующего значения речи взрослого в ее интердиктивной (запретительной) функции, обращенной к ребенку одиннадцати месяцев: «Наблюдатель играет с ребенком и предлагает ему игрушку. После того как ребенок заполучил игрушку и поиграл с ней, наблюдатель забирает игрушку. Когда ребенок тянется к ней, наблюдатель грозит пальцем, покачивает головой и говорит: “нет, нет”. Несмотря на улыбку и приветливое выражение лица наблюдателя, ребенок быстро отводит назад свою руку и сидит с потупленным взглядом и выражением смущения и стыда, словно он совершил нечто ужасное» (Шпиц, 1957, с. 40).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: