Характеристика различных направлений и школ управления

1)ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА) к началу XX в. Тейлор. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

2) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью школы было создание универсальных принципов управления. В целом же для административной школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей.

3) ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 20—30-е годы нашего столетия зародиласьшкола человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек (Элтон Мэйо). Первым серьезным достижением этой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные. Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией, а в более общем случае с обществом в целом, можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники, так и работодатели. Следовательно, доктрина человеческих взаимоотношений сменила классическую школу. К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (С начала 50-х гг. Маслоу, Мак Грегор) Главным постулатом которой являются повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Мак Грегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

Теория «Х»:

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

Теория «У»:

1. Работа для человека так же естественна, как игра.

2. Внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации
4. Как видно теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

5) ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (в 40-е годы XX века. Миллер) Труд управляющих, по мнению основателей, характеризуется двумя особенностями: управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинное единство; и в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т. е. на перспективы развития организации. Представители данной школы утверждали, что менеджеру недостаточно быть узким специалистом технического или экономического профиля, он должен владеть общими обоснованными и проверенными на практике методами социального управления. Другим важнейшим направлением данной школы являлись конкретные организационно-технические и экономические исследования тех или иных проблем управления, что находило отражения в разработанных ими концепциях. Особое внимание уделялось вопросам централизации и децентрализации управления, делегированию ответственности.

6) ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ (Акофф, Л. Берталанфи, в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время). Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные факторы, влияющие на организацию. Школа социальных систем принесла много полезного для понимания отношений управления как социальных отношений. Однако со временем стало очевидно, что положения этой школы исходят из неверной предпосылки о тождестве процесса производства и социальных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: