Организация, предоставляющая услуги, должна разработать, создать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества как средство проведения принятой в области качества политики и выполнения поставленных задач.
Структура процессов системы качества должна обеспечивать надлежащее управление всеми рабочими процессами, которые определяют качество услуг, и гарантировать их надлежащий уровень.
Особое внимание в системе качества следует уделять профилактическим мерам, которые позволяют предупредить появление проблем, не умаляя значения возможности реагирования на недостатки в случае их возникновения и исправления.
В рамках системы качества должны быть разработаны методики, устанавливающие требования к осуществлению всех связанных с выполнением услуги процессов, включая три основополагающие процессы (маркетинг, проектирование и предоставление услуги), которые функционируют в структуре системы качества услуг (рис. 7.2).
Качество услуги, как она воспринимается потребителем, непосредственно определяется этими процессами, а также действиями, связанными с мерами, выполняемые по результатам обратной связи по качеству услуг и способствуют улучшению их качества, а именно:
оценкой предоставленной поставщиком услуг;
оценкой полученной услуги потребителем;
проверками качества реализации всех процессов системы качества и их эффективности.
Обратная связь по качеству должна быть установлена и между группами процессов структуры системы качества, которые взаимодействуют между собой.
Должны быть установлены все процессы услуги, требования и положения, включаются в систему качества, на них должна быть оформлена документация по составляющая системы, документации организации, предоставляющей услуги.
В состав документации на систему качества относятся документы.
Руководство по качеству - должен содержать описание системы качества, постоянно служить действующим справочным документом и включать:
изложение политики в области качества;
изложение целей в области качества;
структуру организации с указанием обязанностей работников;
описание системы качества с указанием всех процессов и положений, входящих в нее;
изложение принятых в организации методов работы по обеспечению качества;
состав и порядок рассылки документации на систему качества.
Программа качества должна содержать описание конкретных методов обеспечения качества, ресурсов и последовательности операций по выполнению конкретной услуги.
Методики - это письменные положения, устанавливающие назначение и область деятельности, направленной на удовлетворение потребностей потребителей, в рамках организации, которая предоставляет услуги. В них указывается порядок осуществления такой деятельности, управления ею и ее регистрация. Методики должны быть согласованными и доступными для персонала, должны быть понятны всем, кого непосредственно касаются.
Протоколы качества содержат сведения:
о степени выполнения целей в области качества;
об уровне удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей предоставленными им услугами;
о результатах функционирования системы качества для проведения анализа и повышения качества услуг;
об анализе с целью определения тенденций изменения качества;
о исполнительский уровень субподрядчиков;
об уровне квалификации и подготовки персонала;
о сравнительные оценки с точки зрения конкурентоспособности.
При работе с протоколом качества должно быть предусмотрено:
проверку на достоверность;
простоту поиска;
хранение в течение установленного срока;
защиту от повреждения, потери или ухудшения состояния во время хранения.
Руководству организации следует установить порядок доступа к протоколам качества. Вся документация должна быть разборчивой, четко и легко идентифицированной, должен включать срок действия (в т.ч. дату просмотра) и иметь указание о статусе ее утверждения.
Необходимо внедрить методы контроля за выпуском, рассылкой и пересмотром документов. Эти методы должны предусматривать:
утверждение - документации уполномоченными лицами;
выпуск документации и ее наличие на тех участках, где предоставлена необходимая информация;
понятность и доступность документации для пользователей;
изъятие устаревшей документации.
Для системы качества следует регулярно проводить внутренние проверки (аудит) по внедрению системы качества и ее эффективности, а также степени соблюдения технических условий на услугу, технических условий на предоставление услуги и технических условий на управление качеством.
Руководство должно наладить эффективное взаимодействие между потребителями и персоналом организации, оказывающей услуги. Это - решающий фактор, определяющий, какое впечатление складывается у потребителя о качестве услуги.
Руководство может влиять на впечатление, создавая имидж организации, определяется практическими действиями, направленными на удовлетворение потребностей потребителя. Этот имидж, поддерживаемый персоналом всех уровней, играет решающую роль в отношениях между организацией и потребителями.
Персонал, имеющий прямые контакты с потребителем, является важным источником информации, учитывается в процессе постоянного повышения качества. Руководство должно проводить регулярный анализ методов налаживания контактов с потребителями.
Процесс общения с потребителями предусматривает обслуживание их и предоставлением им необходимой информации. Следует немедленно реагировать на трудности, возникающие в общении или взаимодействия с потребителями, в том числе внутренние. Учитывая такие трудности, делают вывод о том, какие звенья процесса предоставления услуги требуют улучшения. Эффективное общение с потребителем предусматривает:
описание услуги, ее объема, возможностей и сроков предоставления;
указания будущей стоимости услуги;
разъяснения взаимосвязи между услугами, ее предоставлением и стоимостью;
объяснение потребителям характера возникновения возможных неполадок и путей их устранения;
обеспечение информирования потребителей о том, в какой мере от них зависит качество услуги;
наличие адекватных и легкодоступных средств эффективного общения;
сопоставления предложенной услуги с реальными потребностями потребителя.
Впечатления потребителя о качестве услуги часто формируется в процессе общения с персоналом организации, оказывающей услуги, и ознакомления с ее возможностями.
На общение с потребителем может негативно повлиять неадекватность ресурсов.