Общее понятие о психологии. Психология как наука и учебный предмет. Сущностные различия понятий «психика» и «сознание». История становления психологии как науки. Предмет психологии: деятельность, психические явления. Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Значение знаний психологии в работе учителя.
Психология от греч. «psyche» - душа, «logos» - слово, учение.
Слово «психология» имеет два значения:
1) психология как наука
2) психология как совокупность особенностей характера, внутреннего мира человека.
Всякий человек постоянно объясняет свои поступки, слова и поведение других людей, опираясь на собственных представлениях о мотивах поведения, чувствах, эмоциях, характерах людей. Житейские объяснения поступков, мотивов человека основываются на том, что воспринимается непосредственно, не вдаваясь в саму суть явления. Научные же выводы строятся на тщательных, порой многолетних исследованиях, выясняют глубинные причины происходящего.
|
|
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
Психика – свойство головного мозга отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психика человека включает всё, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, его привычки, индивидуальность, с помощью каких средств (механизмов) он это делает. Важнейшее условие развития психики, её совершенствования, усложнения – активная деятельность человека.
Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.
История становления психологии как науки
I этап – с древности до XVII века. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе.
Основатель психологии Аристотель (трактат «О душе»).
Известны имена и других исследователей души: Демокрит, Гераклит, Гиппократ, Сократ, Платон, Фома Аквинский.
II этап – начало XVII века – середина XIX в. Развитие представлений о психике в философских учениях (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Дидро).
Термин «психология» официально вводит немецкий философ – Христиан Вольф (во второй половине XVIII века).
III этап – с середины XIX века по настоящее время. Развитие психологии как самостоятельной науки. В 1879 г. Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию.
Основоположник отечественной научной психологии – И.М. Сеченов (1829-1905).
Задача психологии – изучение и научное объяснение механизмов
и закономерностей развития психики.
Предмет психологии | |||||||||
Деятельность | Психические явления | ||||||||
(игра, учение, общение, труд, спорт, творчество) | |||||||||
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства | |||||||
Познавательные | Эмоциональные | Волевые | Активности | Пассивности | Темперамент Характер Способности Мотивация Направленность | ||||
Внимание Ощущения Восприятие Мышление Память Воображение | Эмоции и чувства (радость, гнев, страх) (отражают переживание человеком своего отноше-ния к окр.миру, людям, самому себе) | Воля (регуляция деятельности человека) | Интерес Уверенность Утомление Сомнение Рассеянность Апатия Бодрость |
|
|