История становления психологии как науки

Общее понятие о психологии. Психология как наука и учебный предмет. Сущностные различия понятий «психика» и «сознание». История становления психологии как науки. Предмет психологии: деятельность, психические явления. Психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Значение знаний психологии в работе учителя.

Психология от греч. «psyche» - душа, «logos» - слово, учение.

Слово «психология» имеет два значения:

1) психология как наука

2) психология как совокупность особенностей характера, внутреннего мира человека.

Всякий человек постоянно объясняет свои поступки, слова и поведение других людей, опираясь на собственных представлениях о мотивах поведения, чувствах, эмоциях, характерах людей. Житейские объяснения поступков, мотивов человека основываются на том, что воспринимается непосредственно, не вдаваясь в саму суть явления. Научные же выводы строятся на тщательных, порой многолетних исследованиях, выясняют глубинные причины происходящего.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – свойство головного мозга отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика человека включает всё, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, его привычки, индивидуальность, с помощью каких средств (механизмов) он это делает. Важнейшее условие развития психики, её совершенствования, усложнения – активная деятельность человека.

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

История становления психологии как науки

I этап – с древности до XVII века. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе.

Основатель психологии Аристотель (трактат «О душе»).

Известны имена и других исследователей души: Демокрит, Гераклит, Гиппократ, Сократ, Платон, Фома Аквинский.

II этап – начало XVII века – середина XIX в. Развитие представлений о психике в философских учениях (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Дидро).

Термин «психология» официально вводит немецкий философ – Христиан Вольф (во второй половине XVIII века).

III этап – с середины XIX века по настоящее время. Развитие психологии как самостоятельной науки. В 1879 г. Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Основоположник отечественной научной психологии – И.М. Сеченов (1829-1905).

Задача психологии – изучение и научное объяснение механизмов
и закономерностей развития психики.

Предмет психологии
Деятельность Психические явления
(игра, учение, общение, труд, спорт, творчество)                  
Психические процессы Психические состояния   Психические свойства
Познавательные Эмоциональные Волевые Активности Пассивности     Темперамент Характер Способности Мотивация Направленность
Внимание Ощущения Восприятие Мышление Память Воображение Эмоции и чувства (радость, гнев, страх) (отражают переживание человеком своего отноше-ния к окр.миру, людям, самому себе) Воля (регуляция деятельности человека) Интерес Уверенность Утомление Сомнение Рассеянность Апатия Бодрость  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: