Узнавание
Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями, узнаванием.
Узнавание означает совпадение образа, воспринимаемого в данный момент, с образом, отражённым и закреплённым в коре головного мозга.
Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
То, что находится в центре внимания, называют объектом восприятия, а все остальное — фоном.
Младшие школьники лучше замечают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных. Все, что вызывает активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Практические занятия ведут к более глубокому восприятию, а, следовательно, - глубокому познанию предметов и явлений.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдать — это не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться.
Наблюдательность – это свойство личности, способность с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений, видеть самые незначительные различия, изменения.
Наблюдение тесно связано с мышлением (происходит сравнение, различение, анализ). Успешность наблюдения зависит от знаний и опыта человека в соответствующей области. Чем больше знаешь, тем больше и увидишь в предметах и явлениях.
Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.
Человеческая практика, деятельность позволяют отделить ошибочное восприятие от истинного.