Парадигма – исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт проблемы управления, модель постановки задач их решения и выбор соответствующих методов
Успех предприятия в рационалистический парадигме
успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, находящихся внутри организации (рациональная организация производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов; рост производительности труда, рост эффективности использования всех ресурсов);
Успех предприятия в современной парадигме
главные предпосылки успеха предприятия лежат не во внутренней, а во внешней быстроменяющейся среде (насколько фирма вписывается в экономическую, научно-техническую, социально-политическую и др. среды и приспосабливается к ним) (следовательно, отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента)
.
Вариант 5.
1. Социально-психологические методы в управлении.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления, моральных стимулов, способов коммуникации.
Воздействуют на неэкономические интересы работников (социальный статус, положение в коллективе, семейные интересы)
На какие мотивы поведения воздействуют: Политические, моральные, интернациональные, семейные и другие интересы
Основными каналами воздействия является социальный механизм: группы, личность, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе.
Примеры: соц.анализ коллектива, соц. Планирование, формирование групп, создание определенного психологического климата, моральное стимулирование и осуждение
Задачи менеджера в ситуационном подходе.
Ситуационный подход развился в результате попыток применения теорий в реальной ситуации.
Основывается на том, что не существует универсального метода разрешения проблемы, а необходимо для каждой ситуации находить свой подход
Требования к уровню квалификации руководителя:
1) должен знать большое кол-во методов управления
2) должен уметь предвидель последствия применения различных методов
3) должен грамотно интерпретировать ситуацию
4) должен уметь увязывать методы с ситуацией
Алгоритм работы руководителя:
1) анализ ситуации, определение набора факторов, влияющих на организацию
2) поиск соответствующего подхода
3) создание потенциала, который способствует осуществлению метода
4) произвести соответствующие изменения в организации