1. В приведённой ниже диаграмме представлены данные о разных категориях населения стран Z и Y, желающих вновь начать учиться. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? |
| | 1) | В стране Z cреди желающих вновь начать учиться преобладают пенсионеры. | | | 2) | В стране Z равные доли специалистов с высшим образованием и домохозяек желают вновь начать учиться. | | | 3) | В стране Y среди тех, кто хочет вновь учиться, доля специалистов с высшим образованием выше доли домохозяек. | | | 4) | Специалисты со средним образованием обеих стран занимают лидирующее место среди желающих вновь начать учиться. | |
| 2. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| | 1) | обособление от природы | | | 2) | наличие подверженных изменениям подсистем | | | 3) | обособленность элементов | | | 4) | самоорганизация и саморазвитие | | | 5) | появление новых элементов и связей | | | 6) | статичность, отсутствие движения | |
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. | (А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире. | Определите, какие положения текста имеют |
| | | 1) | фактический характер | | 2) | характер оценочных суждений | | 3) | характер теоретических утверждений | | |
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| 4.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс __________ (А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – __________ (Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и __________ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся __________ (Г). Другая ступень познавательного процесса – __________ (Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, __________ (Е), умозаключения». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| 5.К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод? |
| | 1) | самовыражение и свобода творчества авторов | | | 2) | сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем | | | 3) | установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. | | | 4) | высокая степень обобщения коллективного опыта | | | 5) | стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке | | | 6) | ориентация музыки на широкую аудиторию | |