ФУНКЦИЯ МОРАЛИ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
|
…
| Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
|
Ценностно-ориентировочная
| Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
|
7.Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
| ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
| А)
| формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства
| Б)
| воспроизводство профессиональных кадров
| В)
| развитие умений, способностей, интересов
| Г)
| освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков
| Д)
| трансляция и распространение культуры в обществе
| |
| 1)
| социальные
| 2)
| личностные
| | |
8.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
|
| Cписок терминов:
| 1)
| направленность
| 2)
| социальные изменения
| 3)
| процесс
| 4)
| потребности
| 5)
| эволюция
| 6)
| информация
| 7)
| общественный прогресс
| 8)
| социальная революция
| 9)
| благосостояние
| |
|
9. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| способность к целеполаганию
|
| 2)
| стремление понять окружающий мир
|
| 3)
| использование предметов, данных природой
|
| 4)
| приспособление к условиям окружающей среды
|
| 5)
| общение с помощью членораздельной речи
|
| 6)
| забота о потомстве
| |
10.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.
11.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию.
| Определите, какие положения текста имеют
|
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
|
12.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д).
Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
|
| Список терминов:
| 1)
| способность
| 2)
| биосоциальное
| 3)
| поведение
| 4)
| индивид
| 5)
| потребность
| 6)
| язык
| 7)
| наследственность
| 8)
| общение
| 9)
| Эмоциональное
| |
|
13. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Для её описания использован метод теоретического объяснения.
|
| 2)
| Она сложна для самостоятельного изучения.
|
| 3)
| Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
|
| 4)
| Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
|
| 5)
| Её открытие произошло на основе полученного опыта.
|
| 6)
| Она изложена специальным языком математики.
| |
14.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.
представлены ниже в виде диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
|
| 1)
| Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.
|
| 2)
| Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.
|
| 3)
| Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.
|
| 4)
| Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.
| |
15.Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
| А)
| появление массовой культуры
| Б)
| аграрно-сырьевой тип хозяйства
| В)
| развитие глобальных компьютерных сетей
| Г)
| создание конвейера
| Д)
| ведущая роль науки в производстве
| |
| 1)
| традиционное
| 2)
| индустриальное
| 3)
| информационное
| | |
16. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| возрастные и половые различия
|
| 2)
| темперамент
|
| 3)
| особенности нервной системы
|
| 4)
| самооценка
|
| 5)
| опыт
|
| 6)
| особенности мировоззрения
| |
17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений.
Определите, какие положения текста имеют
|
| 1)
| фактический характер
| 2)
| характер оценочных суждений
| 3)
| характер теоретических утверждений
| |
|
18.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль - это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
|
| Cписок терминов:
| 1)
| моральные категории
| 2)
| производство
| 3)
| порицание
| 4)
| активность
| 5)
| совесть
| 6)
| внутренний регулятор
| 7)
| польза
| 8)
| общественное мнение
| 9)
| право
| |
|
19.В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложилиответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.
Варианты ответа
| % от числа опрошенных
| 2003 г.
| 2013 г.
| Определённо да / скорее да
|
|
| Ни да, ни нет
|
|
| Скорее нет / определённо нет
|
|
| Затруднились ответить
|
|
| Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
|
| 1)
| Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.
|
| 2)
| Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образования удовлетворены.
|
| 3)
| Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился.
|
| 4)
| В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
| |