| ФУНКЦИЯ МОРАЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
| … | Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме |
| Ценностно-ориентировочная | Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
| 7.Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| | | ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | | А) | формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства | | Б) | воспроизводство профессиональных кадров | | В) | развитие умений, способностей, интересов | | Г) | освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков | | Д) | трансляция и распространение культуры в обществе | | | | 1) | социальные | | 2) | личностные | | |
| 8.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| 9. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| | 1) | способность к целеполаганию | | | 2) | стремление понять окружающий мир | | | 3) | использование предметов, данных природой | | | 4) | приспособление к условиям окружающей среды | | | 5) | общение с помощью членораздельной речи | | | 6) | забота о потомстве | |
10.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.
11.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. | (А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию. | Определите, какие положения текста имеют |
| | | 1) | фактический характер | | 2) | характер оценочных суждений | | 3) | характер теоретических утверждений | | |
| 12.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| | | Список терминов: | | 1) | способность | | 2) | биосоциальное | | 3) | поведение | | 4) | индивид | | 5) | потребность | | 6) | язык | | 7) | наследственность | | 8) | общение | | 9) | Эмоциональное | | |
| 13. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
| | 1) | Для её описания использован метод теоретического объяснения. | | | 2) | Она сложна для самостоятельного изучения. | | | 3) | Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости. | | | 4) | Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные. | | | 5) | Её открытие произошло на основе полученного опыта. | | | 6) | Она изложена специальным языком математики. | |
14.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.
представлены ниже в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? |
| | 1) | Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью. | | | 2) | Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха. | | | 3) | Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ. | | | 4) | Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших. | |
| 15.Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| | | СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | | ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ | | А) | появление массовой культуры | | Б) | аграрно-сырьевой тип хозяйства | | В) | развитие глобальных компьютерных сетей | | Г) | создание конвейера | | Д) | ведущая роль науки в производстве | | | | 1) | традиционное | | 2) | индустриальное | | 3) | информационное | | |
| 16. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
| | 1) | возрастные и половые различия | | | 2) | темперамент | | | 3) | особенности нервной системы | | | 4) | самооценка | | | 5) | опыт | | | 6) | особенности мировоззрения | |
| 17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. Определите, какие положения текста имеют |
| | | 1) | фактический характер | | 2) | характер оценочных суждений | | 3) | характер теоретических утверждений | | |
| 18.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения. Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль - это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. |
| | | Cписок терминов: | | 1) | моральные категории | | 2) | производство | | 3) | порицание | | 4) | активность | | 5) | совесть | | 6) | внутренний регулятор | | 7) | польза | | 8) | общественное мнение | | 9) | право | | |
19.В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложилиответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты. | Варианты ответа | % от числа опрошенных | | 2003 г. | 2013 г. | | Определённо да / скорее да | | | | Ни да, ни нет | | | | Скорее нет / определённо нет | | | | Затруднились ответить | | | Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? |
| | 1) | Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме. | | | 2) | Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образования удовлетворены. | | | 3) | Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился. | | | 4) | В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась. | |