Требования ГОСО к содержанию образования

11. Структура образовательных программ формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

12. Образовательная программа бакалавриата содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, ба-зовых и профилирующих дисциплин;

2) дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическую культуру, военную подготовку и др.;

3) промежуточные и итоговую аттестации.

При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

13. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин.

Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специаль-ностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.

14. Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат сту-дентов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обуче-ния.

Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных дисциплин и/или модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лек-ционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, самостоя-тельная работа студентов, курсовые, расчетно-графические работы (проекты), все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации.

15. Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.

16. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисци-плина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 2 кредита.

17. Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

18. Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом пери-оде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена, за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), по которым сдают дифференцированный зачет.

19. Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисци-плин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответ-ствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

20. В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся гос-ударственный и русский языки (Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Ко-декс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года).

21. Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

22. Обязательный компонент выступает фундаментальным ядром образовательной программы, имеющим общекультурное, общегосударственное значение, и специальности в целом, которое обеспечивает единое образовательное пространство в стране.

Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Ис-ключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.

23. Компонент по выбору учитывает специфику социально-экономического развития конкретного региона и потребности рынка труда, сложившиеся научные школы в кон-кретном высшем учебном заведении, а также индивидуальные интересы самого обуча-ющегося.

Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.

24. Содержание цикла ООД составляет 25 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура.

При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

25. В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Ос-новы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» - дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.

По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.

В цикле ООД в качестве компонента по выбору рекомендуется использовать дисци-плины: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент за ис-ключением специальностей, в которых данные дисциплины включены в обязательный компонент цикла базовых или профилирующих дисциплин.

26. Объем дисциплин цикла БД составляет 50 % от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обя-зательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.

При этом компонент по выбору может формироваться как решением совета вуза, так и предложениями кафедр, обучающихся, работодателей.

27. В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов каждая.

Указанные дисциплины закрепляются совместно за языковыми и профилирующей кафедрой по соответствующей специальности.

28. Объем дисциплин цикла ПД составляет 25 % от общего объема дисциплин типо-вого учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обяза-тельного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.

29. С учетом специфики отдельных специальностей по группам «Искусство», «Во-енное дело и безопасность», «Ветеринария», «Здравоохранение и социальное обеспече-ние (медицина)» основным критерием завершенности образовательного процесса в со-ответствии с пунктом 64 настоящего Стандарта может являться освоение студентами более 129 кредитов теоретического обучения. В этих случаях при сохранении содержания цикла ООД в объеме 33 кредитов общая трудоемкость циклов БД и ПД и соотношение между ними могут отличаться от установленных в пунктах 26 и 28 настоящего Стандарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: