Расчетно-графическая работа

Высшая школа экономики и управления

кафедра Промышленной безопасности

Пластинин Роман Алексеевич

(фамилия, имя, отчество студента)

Факультет менеджмента курс 1 группа 5

Расчетно-графическая работа

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Вариант 19

Отметка о зачете работы ______________

Руководитель _______________ Е.В.Вальков _______________

(подпись) (дата)

Архангельск

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………… 5

1.1 Факторы, определяющие безопасность здоровья работников………………….. 5

1.2 Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья…………… 5

2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….….….….. 11

2.1 Расчет необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и

кратности воздухообмена…………………………………………………………….. 11

2.2 Расчет естественного освещения……………………………………………... 13

2.3 Расчет искусственного освещения……………………………………………. 14

2.4 Выводы……………………………………………………………………….…. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………… 18

ВВЕДЕНИЕ

Безопасностьжизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

Основными задачами БЖД являются:

- Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат;

- Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод;

- Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.

Опасность — это явления, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Целью данной работы является изучение организационных факторов, определяющих безопасность здоровья работников.

В работе поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть факторы, определяющие безопасность здоровья работников

2) Подробно рассмотреть организационные факторы.

3) Произвести расчеты:

- необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и кратности воздухообмена;

- естественного освещения;

- искусственного освещения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Факторы, определяющие безопасность здоровья работников

Безопасность, благополучие, сохранение здоровья работников предопределяет большое количество производственных факторов, как зависящих от характера производственной деятельности, так и проистекающих от уровня организации труда и обеспечения его безопасности.

Безопасность труда обуславливается производственными факторами, которые по признакам и содержанию могут быть подразделены на организационные, технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические. Учитывая, что технические факторы отличаются большим разнообразием, их, в свою очередь, принято разделять на конструкторские, технологические, эксплуатационные. Такое деление соответствует структуре управления и характеру производства многих организаций и позволяет оценивать деятельность соответствующих подразделений (конструкторских, технологических, эксплуатационных) в деле обеспечения безопасности труда работников.

1.2 Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья работников

Теперь подробнее рассмотрим организационные факторы.

Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья:

1) Организация инструктажа и обучение работников безопасности труда.

Обучение и инструктажи работников является составной частью системы управления охраной труда. Они проводятся с учениками, воспитанниками и студентами учебно-воспитательных учреждений, работниками в процессе их трудовой деятельности.

Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом на предприятии возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя этих подразделений.

Инструктаж работников по срокам и его содержанию подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

2) Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с Правилами полномочия по обеспечению работников СИЗ (средства индивидуальной защиты) возлагаются на работодателей. Работодатель, в частности, обязан обеспечить приобретение и выдачу защитных средств работникам, занятым на работах:

- с вредными или опасными условиями труда;

- выполняемых в особых температурных условиях;

-связанных с загрязнением.

Приобретение защитных средств осуществляется за счет работодателя, в том числе во временное пользование (по договору аренды).

Работодатель должен обеспечить периодические испытания и проверки исправности защитных средств, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на защитных средствах должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.

Выдача защитных средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, производится бесплатно. Основанием для предоставления работникам соответствующих СИЗ служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда..

Количество полагающихся работнику защитных средств (в расчете на период времени) определяется в соответствии с типовыми нормами. Вместе с тем работодателю предоставлено право устанавливать нормы выдачи, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и или опасных факторов, особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель также вправе (с учетом мнения уполномоченного работниками представительного органа) заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, на аналогичный, обеспечивающий равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Выдача работникам защитных средств, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается при соблюдении двух условий:

- декларацией о соответствии или сертификатом соответствия подтверждено соответствие СИЗ требованиям безопасности;

- в установленных случаях оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам защитных средств в установленные сроки. В обязанности работодателя входит также ведение учета движения защитных средств.

Работник обязан правильно применять выданные ему защитные средства. Но в случае необеспечения средствами индивидуальной защиты работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей до момента, пока соответствующие защитные средства не будут ему предоставлены.

Работодатель обязан обеспечить своевременное и полное информирование работников о полагающихся им средствах защиты. Так, при заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников:

- данными Правилами;

- соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;

- действующими у данного работодателя локальными нормативными актами, в соответствии с которыми регламентируется порядок обеспечения работников СИЗ.

3)Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников должно быть организовано работодателем в соответствии с требованиями охраны труда.

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает строительство, расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.

Организация лечебно-профилактического обслуживания охватывает строительство и оборудование помещений здравоохранения для оказания медицинской помощи работникам и проведения оздоровительных процедур: медпунктов, помещений личной гигиены женщин, парильных, саун, ингаляториев, фотариев, а также помещений для ручных и ножных ванн, для отдыха в рабочее время. В крупных организациях может предусматриваться строительство поликлиник (амбулаторий, больниц, санаториев-профилакториев, станций скорой и неотложной помощи и других служб по оказанию медицинской помощи), а также спортивно-оздоровительных зданий и сооружений и их оснащение новейшим оборудованием.

О проектировании бытовых зданий предприятий, предназначенных для размещения в них санитарно-бытовых помещений и помещений здравоохранения, помещений предприятий общественного питания и др.

При наличии у работодателя автомобильного транспорта он обязан организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей по договору с учреждением здравоохранения в помещении этого учреждения или на базе своего предприятия. В этом случае ему необходимо выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, оборудованное необходимыми приборами и сумками с набором медикаментов для оказания неотложной помощи. Лечебно-профилактическое обслуживание включает также организацию медицинских осмотров некоторых категорий работников, выдачу лицам, занятым на работах с вредными и особо вредными условиями труда, соответственно молока и лечебно-профилактического питания, иные меры, направленные на предупреждение заболеваемости работников.

Коллективными договорами и соглашениями по охране труда может предусматриваться организация и других форм санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, не противоречащих требованиям охраны труда, включая создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

В превентивных целях работодатели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, включая проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе работы; осуществлять гигиеническое обучение работников, в т. ч. при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, и др.

Работников горячих цехов работодатель обязан бесплатно снабжать газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Перевозка заболевших на работе или пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами либо за счет организации, где работает заболевший или пострадавший.

4) Формы и методы организации труда (индивидуальная, бригадная, сменность, режим труда и отдыха).

5) Организация обслуживания и содержания рабочих мест.

Организация обслуживания и содержания рабочих мест включает в себя организацию и оснащение рабочего места; состояние оргтехоснастки, ручного и вспомогательного инструмента; безопасность складирования материалов, заготовок, деталей и готовых изделий; уборка рабочего места;

6) Содержание в безопасном состоянии зданий, сооружений, территории участка, цеха организации и др.

2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Расчет необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и кратности воздухообмена

Задание 1.

Определить необходимый объем воздуха и кратность воздухообмена в помещении, в котором выделяются пары ацетона С СОС в количестве 82 г/ч, легкую работы выполняют 28 мужчин и 68 женщин, каждый из которых выделяют С в количестве 45 г/ч, = 310 , =20°С, = 25°С. Тепловыделения от одного мужчины составляют 335 кДж/ч, от одной женщины – 285 кДж/ч.

Решение:

Необходимые воздухообмены для удаления вредных паров ацетона и углекислого газа определяем по формуле:

L = /( - ),

где: - интенсивность образования вредных веществ, мг/ч; , - концентрация вредных веществ в пределах ПДК и в приточном воздухе.

= = 586 /ч;

= = 4114

где: =1 кДж/кг×град;: = 1,2 кг/ ; берем на 5°С ниже, чем .

Так как при одновременном выделении в рабочую зону вредных веществ, не обладающих однонаправленным действием на человека, необходимый воздухообмен принимается наибольшему расчетному количеству воздуха, то за конечный воздухообмен L берем = 4114 /ч.

Кратность воздухообмена рассчитываем по формуле:

= = 13

Заключение.

Для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 13 кратность воздухообмена. Необходимый объем подаваемого в помещение воздуха 4114 /ч.

Задание 2

Определить необходимый объем воздуха и кратность воздухообмена в помещении, в котором выделяются пары оксида углерода в количестве 350 г/ч, пары диоксида азота в количестве 56 г/ч, пыль алюминия в количестве 28 г/ч, объем помещения 650 кубических метров.

Решение:

Необходимые воздухообмены для удаления вредных паров и пыли определяем по формуле

L = /( - ),

= = 25000 /ч;

= = 40000 /ч;

= = 20000 /ч;

Так как при одновременном выделении в воздух рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия на организм человека (оксид азота и оксид углерода) расчет необходимого воздухообмена надлежит производить путем суммирования полученных значений, то

= 25000 + 40000 = 65000 /ч;

Из полученного и выбираем больший, так как воздействие этих веществ не является однонаправленным.

Кратность воздухообмена рассчитываем по формуле:

= = = 100

Заключение.

Для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 100 кратность воздухообмена. Необходимый объем подаваемого в помещение воздуха 40000

2.2 Расчет естественного освещения

Задание 3.

Определить необходимую площадь светоприема для освещения производственного помещения естественным боковым светом при следующих значениях исходных данных:

- площадь пола 20×10 ;

- зрительная работа наивысшей точности;

- = 1,5 (для помещений высокой точности);

- = 0,9; = 0,75; = 0,65;

- 𝛒 = 1 (в учебных лабораториях);

- = 12;

- = 1.

Решение

Площадь светопроема при боковом освещении определяется по формуле:

= × × × × /(100𝛒 ),

где: - площадь пола помещений, ; - нормированное значение КЕО с учетом характеристики зрительной работы, системы освещения, района расположения зданий на территории страны.

По условию площадь пола 20×10=200 ; - нормируемое значение КЕО при боковом освещении для работ наивысшей точности равно 2,0; - общий коэффициент светопропускания, зависящий от коэффициента светопропускания стекол, потерь света в переплетах окон, слоя их загрязнения, наличия несущих солнцезащитных конструкций перед окнами:

= × × = 0,9×0,75×0,65 = 0,44.

= = 164

Заключение.

Для комфортной работы персонала площадь светопроема при боковом освещении должна быть не менее 164 .

2.3 Расчет искусственного освещения

Задание 4

Для помещения, размерами из задания 3,с высотой потолка 4,5 м и выстой рабочей поверхности = 0,8 м, требуется создать освещенность Е = 300 лк.

Коэффициент отражения стен = 30%, потолка = 50%. Коэффициент запаса k = 1,5, коэффициент неравномерности Z = 1,1.

Рассчитываем систему общего люминесцентного освещения.

Выбираем светильники типа ОД, λ = 1,4.

Приняв высоту свисания светильника 0,5 м, получаем:

h = 4,5- 0,5-0,8 = 3,2 м

L = 1,4×3,2 = 4,5 м

L/3 = 4,5/3 = 1,5 м

Размещаем светильники в четыре ряда. В каждом ряду можно установить 20 светильников тип ОД мощность 40 Вт. Учитывая, что в каждом светильнике установлено две лампы, общее количество ламп в помещении N=160.

Находим индекс помещения:

I = 200/3,2(20+10) = 2,08

Определяем коэффициент использования светового потока ƞ = 0,65 (см. прил. 1).

Рассчитываем световой поток по формуле:

= ×S× /(n ),

где: - нормируемая минимальная освещенность по СНиП 23-05-95,лк;

S- площадь освещаемого помещения, ;

z- коэффициент неравномерности освещения (1,1 ÷ 1,2);

- коэффициент запаса (1,3 ÷ 1,8);

n- количество светильников в помещении;

- коэффициент использования светового потока.

Ф = = 2856 лм

Делаем проверку выполнения условия:

- 10% ≤ × 100%≤ +20%

Получаем: -10%≤0,21%≤+20%

Соответственно общая мощность осветительной системы составит 40×160 = 6400 Вт.

L/3=1,5 м

L

 
 


В=24 м

 
 


L=4,5 м

                             
 
             
 
         
 
 
 
 


L/3=1,5 м

А=30 м

Рис. 1. План помещения и размещения светильников с люминесцентнымилампами

2.4 Выводы

Для безопасности здоровья персонала необходимый объем подаваемого в помещение воздуха и кратность воздухообмена. Мною были произведены расчеты. Таким образом, при условиях из первой задачи, для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 13 кратность воздухообмена. При условиях из второй задачи, это число составляет 100.

Расчеты естественного и искусственного освещения также необходимы для комфортных и безопасных условий работы персонала. Так, при условиях из третьей задачи, площадь светопроема при боковом освещении должна быть не менее 164 , а общая мощность осветительной системы при тех же условиях составит 6400 Вт.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

2. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Инфра-М, 2004

3. ГОСТ ССБТ. Система стандартов безопасности труда – электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.tehdoc.ru/standart.htm]. (Дата обращения: 20.03.15).

4. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности.: Учебник для бакалавров / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 455 c.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коэффициент использования светового потока светильников с люминесцентными лампами

Тип светильника ОД и ОДЛ ОДР ОДО ОДОР Л71БО3 ОЛ1Б68
,%                              
,%                              
i коэффициент использования, %
0,5                              
0,6                              
0,7                              
0,8                              
0,9                              
1,0                              
1,1                              
1,25                              
1,5                              
1,75                              
2,0                              
2,25                              
2,5                              
3,0                              
3,5                              
4,0                              
5,0                              

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: