Высшая школа экономики и управления
кафедра Промышленной безопасности
Пластинин Роман Алексеевич
(фамилия, имя, отчество студента)
Факультет менеджмента курс 1 группа 5
Расчетно-графическая работа
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
Вариант 19
Отметка о зачете работы ______________
Руководитель _______________ Е.В.Вальков _______________
(подпись) (дата)
Архангельск
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………... 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………… 5
1.1 Факторы, определяющие безопасность здоровья работников………………….. 5
1.2 Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья…………… 5
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….….….….. 11
2.1 Расчет необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и
кратности воздухообмена…………………………………………………………….. 11
2.2 Расчет естественного освещения……………………………………………... 13
|
|
2.3 Расчет искусственного освещения……………………………………………. 14
2.4 Выводы……………………………………………………………………….…. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………… 18
ВВЕДЕНИЕ
Безопасностьжизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. БЖД является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.
Основными задачами БЖД являются:
- Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат;
- Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод;
- Ликвидация возможных опасностей, исходя из концентрации и остаточного риска, и ликвидация последствий воздействия опасности на человека.
Опасность — это явления, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.
Целью данной работы является изучение организационных факторов, определяющих безопасность здоровья работников.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть факторы, определяющие безопасность здоровья работников
2) Подробно рассмотреть организационные факторы.
3) Произвести расчеты:
- необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и кратности воздухообмена;
- естественного освещения;
- искусственного освещения.
|
|
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Факторы, определяющие безопасность здоровья работников
Безопасность, благополучие, сохранение здоровья работников предопределяет большое количество производственных факторов, как зависящих от характера производственной деятельности, так и проистекающих от уровня организации труда и обеспечения его безопасности.
Безопасность труда обуславливается производственными факторами, которые по признакам и содержанию могут быть подразделены на организационные, технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические. Учитывая, что технические факторы отличаются большим разнообразием, их, в свою очередь, принято разделять на конструкторские, технологические, эксплуатационные. Такое деление соответствует структуре управления и характеру производства многих организаций и позволяет оценивать деятельность соответствующих подразделений (конструкторских, технологических, эксплуатационных) в деле обеспечения безопасности труда работников.
1.2 Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья работников
Теперь подробнее рассмотрим организационные факторы.
Организационные факторы, определяющие безопасность здоровья:
1) Организация инструктажа и обучение работников безопасности труда.
Обучение и инструктажи работников является составной частью системы управления охраной труда. Они проводятся с учениками, воспитанниками и студентами учебно-воспитательных учреждений, работниками в процессе их трудовой деятельности.
Порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом на предприятии возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя этих подразделений.
Инструктаж работников по срокам и его содержанию подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
2) Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с Правилами полномочия по обеспечению работников СИЗ (средства индивидуальной защиты) возлагаются на работодателей. Работодатель, в частности, обязан обеспечить приобретение и выдачу защитных средств работникам, занятым на работах:
- с вредными или опасными условиями труда;
- выполняемых в особых температурных условиях;
-связанных с загрязнением.
Приобретение защитных средств осуществляется за счет работодателя, в том числе во временное пользование (по договору аренды).
Работодатель должен обеспечить периодические испытания и проверки исправности защитных средств, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на защитных средствах должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.
Выдача защитных средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, производится бесплатно. Основанием для предоставления работникам соответствующих СИЗ служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда..
Количество полагающихся работнику защитных средств (в расчете на период времени) определяется в соответствии с типовыми нормами. Вместе с тем работодателю предоставлено право устанавливать нормы выдачи, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и или опасных факторов, особых температурных условий или загрязнения.
|
|
Работодатель также вправе (с учетом мнения уполномоченного работниками представительного органа) заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, на аналогичный, обеспечивающий равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Выдача работникам защитных средств, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается при соблюдении двух условий:
- декларацией о соответствии или сертификатом соответствия подтверждено соответствие СИЗ требованиям безопасности;
- в установленных случаях оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам защитных средств в установленные сроки. В обязанности работодателя входит также ведение учета движения защитных средств.
Работник обязан правильно применять выданные ему защитные средства. Но в случае необеспечения средствами индивидуальной защиты работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей до момента, пока соответствующие защитные средства не будут ему предоставлены.
Работодатель обязан обеспечить своевременное и полное информирование работников о полагающихся им средствах защиты. Так, при заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников:
- данными Правилами;
- соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;
- действующими у данного работодателя локальными нормативными актами, в соответствии с которыми регламентируется порядок обеспечения работников СИЗ.
3)Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
|
|
Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников должно быть организовано работодателем в соответствии с требованиями охраны труда.
Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает строительство, расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.
Организация лечебно-профилактического обслуживания охватывает строительство и оборудование помещений здравоохранения для оказания медицинской помощи работникам и проведения оздоровительных процедур: медпунктов, помещений личной гигиены женщин, парильных, саун, ингаляториев, фотариев, а также помещений для ручных и ножных ванн, для отдыха в рабочее время. В крупных организациях может предусматриваться строительство поликлиник (амбулаторий, больниц, санаториев-профилакториев, станций скорой и неотложной помощи и других служб по оказанию медицинской помощи), а также спортивно-оздоровительных зданий и сооружений и их оснащение новейшим оборудованием.
О проектировании бытовых зданий предприятий, предназначенных для размещения в них санитарно-бытовых помещений и помещений здравоохранения, помещений предприятий общественного питания и др.
При наличии у работодателя автомобильного транспорта он обязан организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей по договору с учреждением здравоохранения в помещении этого учреждения или на базе своего предприятия. В этом случае ему необходимо выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, оборудованное необходимыми приборами и сумками с набором медикаментов для оказания неотложной помощи. Лечебно-профилактическое обслуживание включает также организацию медицинских осмотров некоторых категорий работников, выдачу лицам, занятым на работах с вредными и особо вредными условиями труда, соответственно молока и лечебно-профилактического питания, иные меры, направленные на предупреждение заболеваемости работников.
Коллективными договорами и соглашениями по охране труда может предусматриваться организация и других форм санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, не противоречащих требованиям охраны труда, включая создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.
В превентивных целях работодатели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, включая проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе работы; осуществлять гигиеническое обучение работников, в т. ч. при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, и др.
Работников горячих цехов работодатель обязан бесплатно снабжать газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Перевозка заболевших на работе или пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами либо за счет организации, где работает заболевший или пострадавший.
4) Формы и методы организации труда (индивидуальная, бригадная, сменность, режим труда и отдыха).
5) Организация обслуживания и содержания рабочих мест.
Организация обслуживания и содержания рабочих мест включает в себя организацию и оснащение рабочего места; состояние оргтехоснастки, ручного и вспомогательного инструмента; безопасность складирования материалов, заготовок, деталей и готовых изделий; уборка рабочего места;
6) Содержание в безопасном состоянии зданий, сооружений, территории участка, цеха организации и др.
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет необходимого объема подаваемого в помещение воздуха и кратности воздухообмена
Задание 1.
Определить необходимый объем воздуха и кратность воздухообмена в помещении, в котором выделяются пары ацетона С СОС в количестве 82 г/ч, легкую работы выполняют 28 мужчин и 68 женщин, каждый из которых выделяют С в количестве 45 г/ч, = 310 , =20°С, = 25°С. Тепловыделения от одного мужчины составляют 335 кДж/ч, от одной женщины – 285 кДж/ч.
Решение:
Необходимые воздухообмены для удаления вредных паров ацетона и углекислого газа определяем по формуле:
L = /( - ),
где: - интенсивность образования вредных веществ, мг/ч; , - концентрация вредных веществ в пределах ПДК и в приточном воздухе.
= = 586 /ч;
= = 4114 /ч
где: =1 кДж/кг×град;: = 1,2 кг/ ; берем на 5°С ниже, чем .
Так как при одновременном выделении в рабочую зону вредных веществ, не обладающих однонаправленным действием на человека, необходимый воздухообмен принимается наибольшему расчетному количеству воздуха, то за конечный воздухообмен L берем = 4114 /ч.
Кратность воздухообмена рассчитываем по формуле:
= = 13
Заключение.
Для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 13 кратность воздухообмена. Необходимый объем подаваемого в помещение воздуха 4114 /ч.
Задание 2
Определить необходимый объем воздуха и кратность воздухообмена в помещении, в котором выделяются пары оксида углерода в количестве 350 г/ч, пары диоксида азота в количестве 56 г/ч, пыль алюминия в количестве 28 г/ч, объем помещения 650 кубических метров.
Решение:
Необходимые воздухообмены для удаления вредных паров и пыли определяем по формуле
L = /( - ),
= = 25000 /ч;
= = 40000 /ч;
= = 20000 /ч;
Так как при одновременном выделении в воздух рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия на организм человека (оксид азота и оксид углерода) расчет необходимого воздухообмена надлежит производить путем суммирования полученных значений, то
= 25000 + 40000 = 65000 /ч;
Из полученного и выбираем больший, так как воздействие этих веществ не является однонаправленным.
Кратность воздухообмена рассчитываем по формуле:
= = = 100
Заключение.
Для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 100 кратность воздухообмена. Необходимый объем подаваемого в помещение воздуха 40000 /ч
2.2 Расчет естественного освещения
Задание 3.
Определить необходимую площадь светоприема для освещения производственного помещения естественным боковым светом при следующих значениях исходных данных:
- площадь пола 20×10 ;
- зрительная работа наивысшей точности;
- = 1,5 (для помещений высокой точности);
- = 0,9; = 0,75; = 0,65;
- 𝛒 = 1 (в учебных лабораториях);
- = 12;
- = 1.
Решение
Площадь светопроема при боковом освещении определяется по формуле:
= × × × × /(100𝛒 ),
где: - площадь пола помещений, ; - нормированное значение КЕО с учетом характеристики зрительной работы, системы освещения, района расположения зданий на территории страны.
По условию площадь пола 20×10=200 ; - нормируемое значение КЕО при боковом освещении для работ наивысшей точности равно 2,0; - общий коэффициент светопропускания, зависящий от коэффициента светопропускания стекол, потерь света в переплетах окон, слоя их загрязнения, наличия несущих солнцезащитных конструкций перед окнами:
= × × = 0,9×0,75×0,65 = 0,44.
= = 164
Заключение.
Для комфортной работы персонала площадь светопроема при боковом освещении должна быть не менее 164 .
2.3 Расчет искусственного освещения
Задание 4
Для помещения, размерами из задания 3,с высотой потолка 4,5 м и выстой рабочей поверхности = 0,8 м, требуется создать освещенность Е = 300 лк.
Коэффициент отражения стен = 30%, потолка = 50%. Коэффициент запаса k = 1,5, коэффициент неравномерности Z = 1,1.
Рассчитываем систему общего люминесцентного освещения.
Выбираем светильники типа ОД, λ = 1,4.
Приняв высоту свисания светильника 0,5 м, получаем:
h = 4,5- 0,5-0,8 = 3,2 м
L = 1,4×3,2 = 4,5 м
L/3 = 4,5/3 = 1,5 м
Размещаем светильники в четыре ряда. В каждом ряду можно установить 20 светильников тип ОД мощность 40 Вт. Учитывая, что в каждом светильнике установлено две лампы, общее количество ламп в помещении N=160.
Находим индекс помещения:
I = 200/3,2(20+10) = 2,08
Определяем коэффициент использования светового потока ƞ = 0,65 (см. прил. 1).
Рассчитываем световой поток по формуле:
= ×S× z× /(n ),
где: - нормируемая минимальная освещенность по СНиП 23-05-95,лк;
S- площадь освещаемого помещения, ;
z- коэффициент неравномерности освещения (1,1 ÷ 1,2);
- коэффициент запаса (1,3 ÷ 1,8);
n- количество светильников в помещении;
- коэффициент использования светового потока.
Ф = = 2856 лм
Делаем проверку выполнения условия:
- 10% ≤ × 100%≤ +20%
Получаем: -10%≤0,21%≤+20%
Соответственно общая мощность осветительной системы составит 40×160 = 6400 Вт.
L/3=1,5 м
L
В=24 м
L=4,5 м
L/3=1,5 м
А=30 м
Рис. 1. План помещения и размещения светильников с люминесцентнымилампами
2.4 Выводы
Для безопасности здоровья персонала необходимый объем подаваемого в помещение воздуха и кратность воздухообмена. Мною были произведены расчеты. Таким образом, при условиях из первой задачи, для комфортной работы персонала в производственном помещении необходимо осуществлять 13 кратность воздухообмена. При условиях из второй задачи, это число составляет 100.
Расчеты естественного и искусственного освещения также необходимы для комфортных и безопасных условий работы персонала. Так, при условиях из третьей задачи, площадь светопроема при боковом освещении должна быть не менее 164 , а общая мощность осветительной системы при тех же условиях составит 6400 Вт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006
2. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Инфра-М, 2004
3. ГОСТ ССБТ. Система стандартов безопасности труда – электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.tehdoc.ru/standart.htm]. (Дата обращения: 20.03.15).
4. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности.: Учебник для бакалавров / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 455 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Коэффициент использования светового потока светильников с люминесцентными лампами
Тип светильника | ОД и ОДЛ | ОДР | ОДО | ОДОР | Л71БО3 ОЛ1Б68 | ||||||||||
,% | |||||||||||||||
,% | |||||||||||||||
i | коэффициент использования, % | ||||||||||||||
0,5 | |||||||||||||||
0,6 | |||||||||||||||
0,7 | |||||||||||||||
0,8 | |||||||||||||||
0,9 | |||||||||||||||
1,0 | |||||||||||||||
1,1 | |||||||||||||||
1,25 | |||||||||||||||
1,5 | |||||||||||||||
1,75 | |||||||||||||||
2,0 | |||||||||||||||
2,25 | |||||||||||||||
2,5 | |||||||||||||||
3,0 | |||||||||||||||
3,5 | |||||||||||||||
4,0 | |||||||||||||||
5,0 |