double arrow

Исчисление пенсий

1

ГБОУ СПО СО

Екатеринбургский экономико-технологический колледж

Контрольная работа по дисциплине

«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Вариант №7

Выполнила: Сюкосева Д.В.

Группа: 429-псо-р

Проверила: Сазонова Л.А.

Екатеринбург

Содержание

1. Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда.

2. Обеспечение пострадавших на производстве и их семей.

Список литературы

Исчисление пенсий

Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств: 1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше); 2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.

Новый механизм исчисления пенсий

Размер страховой части пенсии для лиц, которые впервые будут приобретать страховой стаж после 1 января 2002 г., определяется путем деления уплаченных за них страховых взносов за весь период страхования на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, – на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), а с 1 января каждого следующего года увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (102 месяца), а затем на 12 месяцев.

Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости назначается в более позднем возрасте.

Согласно п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60 лет, а женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 годам для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет, и т. д. При достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда
Слово «адаптация» (лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Адаптировать пенсионные выплаты — значит приспосабливать их к изменяющимся условиям в жизни общества — изменившемуся уровню цен на потребительские товары и услуги, уровню других основных доходов населения, прежде всего оплаты труда наемных работников.
Хорошие системы адаптации пенсионных выплат — достижение развитых стран, они являются основным средством корректировки фиксированных выплат, в том числе наиболее распространенных выплат — пенсий, пособий, стипендий, сохранения реальной ценности этих выплат и даже их повышения.
В СССР адаптация пенсионных выплат практически не проводилась (лишь однажды в конце 40-х годов была введена небольшая надбавка к пенсии в связи с повышением цен на хлеб и некоторые другие продукты, она в народе именовалась «хлебной»). Между тем условия для нее имелись: цены на потребительские товары росли хотя и постепенно, но все же увеличивалась не только номинальная, но и реальная оплата труда занятого населения. В то же время установленные пенсии не повышались, кроме их минимальных размеров. Следовательно, снижался реальный уровень пенсионного обеспечения, увеличивался также разрыв в уровне доходов пенсионеров (а это почти исключительно пенсия) и тех, кто трудился.
Закон 1990 г. впервые предусмотрел повышение «пенсий в связи с ростом стоимости жизни и оплаты труда» (ст. 7 в первоначальной ее редакции). Адаптация пенсий с учетом этих показателей установлена не во всех даже весьма благополучных странах. Это идеальная система. В ряде стран пенсии повышаются лишь в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. В этом случае жизненный уровень пенсионеров не снижается, но и не повышается. При повышении пенсии с учетом двух названных показателей гарантируется не только сохранение достигнутого уровня жизни, но и его повышение, если возрастает реальная оплата труда работающего населения, а это происходит в большинстве развитых стран. В данном случае не усугубляется разрыв в уровне жизни тех, кто оставил общественное производство, стал пенсионером, и тех, кто продолжает трудовую деятельность.
Россия, таким образом, восприняла наиболее совершенный метод адаптации пенсионных выплат. Однако в дальнейшем от этого метода властные структуры практически полностью отказались.
Некоторое время, до ноября 1993 г., в стране проводилась индексация пенсий, т. е. повышение всей суммы пенсии или ее основной части пропорционально росту цен на потребительские товары и услуги.
В преддверии либерализации цен вводится правило, согласно которому пенсии в пределах до 1,5 их минимального размера повышаются при увеличении индекса цен на потребительские товары и услуги на 6% (Закон от 21 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»). Цель этого решения — предотвратить существенное снижение уровня жизни пенсионеров, поскольку оно уже прогнозировалось парламентом как неминуемое последствие либерализации цен.
Первые итоги введения свободных цен на потребительские товары и услуги (начало 1992 г.) без какого-либо контроля за ними государства и предварительной подготовки привели не только к обесцениванию денежных накоплений населения, в том числе хранившихся в сберегательных банках (практически был ликвидирован внутренний долг государства населению), но и к обесцениванию текущих выплат, включая пенсии. Предписание закона о повышении пенсий, если индекс цен возрос на 6%, ни в то время, ни позднее так и не было выполнено исполнительной властью. Все это потребовало срочно пересмотреть систему защиты пенсий от инфляции.
Законами вводится общее правило, согласно которому один раз в три месяца пересчитывается минимальный размер пенсии по старости (а это базовый размер) пропорционально росту цен, и на его основе в такой же степени повышаются все пенсии, включая надбавки к ним.
Введен, таким образом, достаточно ясный и четкий правовой механизм для повышения всей суммы пенсии, восстановления ее покупательной способности, подорванной инфляцией, и, следовательно, сохранения достигнутого уровня жизни пенсионеров.
Совсем не нужно принимать новые законы о повышении пенсии через каждые три месяца, поскольку должны «работать» уже принятые акты. Однако парламент принимал соответствующие постановления по данному вопросу, учитывая, что исполнительная власть без соответствующего его решения не исполняла законы. В таком порядке пенсии повышались несколько раз.
Упраздненный 21 сентября 1993 г. Верховный Совет России, находясь в осаде, принял в конце сентября решение с 1 ноября 1993 г. повысить пенсии в 1,8 раза (индекс потребительских цен за истекшие три месяца). Руководствовался он законом, а вовсе не политическими мотивами. Однако это решение не было реализовано. С 1 ноября 1993 г. индексация пенсионных выплат, предусмотренная указанным законом, не проводилась.
Идеализировать установленный законами и действующий почти два года порядок повышения пенсий в связи с инфляцией (повышение всех пенсий, включая надбавки к ним, через каждые три месяца с учетом роста цен) все же не следует. Главный его недостаток — существенное, нарастающее снижение реальной ценности пенсии в течение последующих трех месяцев, до очередной индексации. Вспомним, в 1992 — 1993 гг. за каждые три месяца цены увеличивались почти в два раза (1,9 или 1,8). Положение усугублялось почти повсеместной задержкой выплаты повышенной пенсии, главным образом из-за серьезных просчетов в организации деятельности Минсоцзащиты, недостаточного оснащения местных органов современными техническими средствами.
С 1 ноября 1993 г. был изменен порядок корректировки сумм пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары: полная индексация всей суммы пенсии заменялась выплатой равной для всех пенсионеров одинаковой суммы — компенсацией. Такую замену осуществил Президент Указом от 27 октября 1993 г. Компенсационная выплата в небольшой сумме вводилась, как сказано в Указе, «в целях усиления социальной защищенности с учетом роста цен на потребительские товары и услуги». Причем действие названных выше законов, которые предусматривали полную индексацию, даже не приостанавливалось. Из буквального текста этих норм следовало, что необходимо провести индексацию пенсий, предусмотренную законами, и дополнительно выплачивать компенсацию согласно Указу. Только в этом случае достигалась бы поставленная цель — усилить социальную защищенность пенсионеров. При невыполнении законов, замене их Указом, достигалась противоположная цель: у всех пенсионеров, кроме тех, которые получали пенсию в минимальном размере и без надбавок, социальная защита (а это прежде всего реальный уровень пенсии) резко снизилась (зачастую в 1,5—2 раза и более).
Через три месяца, с 1 февраля 1994 г., размер компенсационной выплаты был повышен. Увеличилась пропорционально росту цен за три истекших месяца не сама пенсия вместе с надбавками и не вся сумма, выплачиваемая пенсионеру, т. е. пенсия плюс компенсация, а лишь сумма компенсации, введенная с 1 ноября 1993.Причем решение об этом принимает даже не Президент, а Правительство.

Указанные решения, принятые и осуществленные вопреки законам и Конституции РФ, практически подорвали весь механизм адаптации (приспособления) пенсионных выплат к повышению стоимости жизни, расстроили пенсионную систему России, отбросили подавляющее большинство пенсионеров за черту бедности. Напомним, что, согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в «Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В приведенных же случаях ухудшилось положение около 35 млн. пенсионеров на основании актов Президента и Правительства, которые противоречили законам.
В последующем, с мая 1994 г. и до февраля 1998 г., т. е. почти четыре года, компенсационные выплаты чередовались с неполной индексацией. Федеральным законом от 5 мая 1994 г. была изменена редакция ст. 7 Закона 1990 г., которая действовала до февраля 1998 г. Из текста статьи следовало лишь одно: пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с ростом стоимости жизни. Новая редакция практически окончательно разрушила правовой механизм корректировки пенсии, заложенный в законах; вместе с тем она узаконила «компенсацию». Как в дальнейшем предполагается корректировать пенсию в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги? Когда будет проводиться индексация и в каком объеме, когда имеется в виду увеличить компенсацию? На эти вопросы ответа в Законе не содержалось.
Впоследствии индексация проводилась нерегулярно, чередуясь с «компенсацией». Перерыв в корректировке пенсий достигал 17 месяцев (с мая 1996 г. по октябрь 1997 г.), хотя по закону индексация или компенсация должна была проводиться не реже одного раза в три месяца.
В период многократного повышения цен на потребительские товары и услуги предпринимались попытки для переоценки «старого» заработка, из которого исчислены пенсии. В целом они не дали необходимого эффекта, так как коэффициенты рассчитывались практически под имеющиеся ресурсы Пенсионного фонда РФ, а не с учетом сдвигов в ценах. С 1995 г. «старые» заработки перестали пересчитываться.
Теперь это уже история.
С 1 февраля 1998 г. адаптация пенсий, назначаемых в соответствии с Законом 1990 г., кардинально изменена. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. дана новая редакция ст. 7 Закона. Она не только установила исчисление пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, но и ввела принципиально иную систему индексации пенсий.
По этому закону пенсии подлежат индексации с учетом роста средней заработной платы в стране, которая определяется Правительством РФ. Средняя заработная плата устанавливается четыре раза в год (за каждый квартал календарного года). Соответственно пенсия пересчитывается с учетом средней заработной платы за первый квартал — с 1 мая, второй квартал — с 1 августа, третий квартал — с 1 ноября и четвертый квартал — с 1 февраля следующего года, т. е. спустя месяц после истечения соответствующего квартала, за который подсчитана средняя заработная плата.
Увеличение пенсий осуществляется следующим образом: новый минимальный размер определяется путем умножения действующего размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы за соответствующий квартал; исходя из нового минимального размера определяется новый максимальный размер пенсии. Все пенсии, которые выше минимума (минимум пенсии по старости с 1 августа 2001 г. 185 руб. 32 коп.), повышаются на тот же индекс роста среднемесячной заработной платы, с учетом которого повышался минимальный размер пенсии, однако их размер ограничивается, естественно, новым уровнем максимального размера пенсии; после этого к пенсии прибавляется соответствующая компенсационная выплата.
Так адаптируются пенсии, которые исчислены без учета индивидуального коэффициента. Те пенсии, которые исчислены с учетом индивидуального коэффициента, заново исчисляются по индивидуальному коэффициенту исходя из новой среднемесячной заработной платы, объявленной Правительством РФ.
Нетрудно заметить, что уровень индексации всех пенсий полностью зависит теперь от того, какую среднемесячную заработную плату утвердит Правительство, т. е. от решения исполнительной, а не законодательной власти. Следует отметить, что рост заработной платы существенно отстает от роста цен на потребительские товары и услуги, главным образом в связи с резкими скачками цен в отдельные периоды. За два года (1998 — 1999) рост среднемесячной заработной платы в стране, определенной Правительством РФ для увеличения пенсий, составил 54%, а цены за тот же срок (с учетом их резкого рывка во второй половине 1998 г.) поднялись в несколько раз. Значит, уровень потребления пенсионеров резко упал — в гораздо большей степени, чем уровень потребления занятого населения. Другими словами, переориентация индексации пенсионных выплат на среднюю заработную плату в стране, определяемую Правительством РФ, не привела даже к сохранению достигнутого реального уровня пенсионного обеспечения, не говоря уже о его повышении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: