Принципы ведомственного правотворчества

В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из рациональных и эффективных в своем действии принципов, определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности, обеспечивающих единство системы нормативных правовых актов. Основная задача реализации принципов правотворческой деятельности состоит в том, чтобы помочь субъекту правотворчества избежать типичных правотворческих ошибок, снизить вероятность создания неэффективных правовых норм. Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а впоследствии приемлемой и логичной систематизации принятых актов.

В теории государства и права выделяют общие принципы правотворчества, что является устоявшимся. При анализе же ведомственного правотворчества необходимо учитывать, что ведомственное правотворчество - это один из видов правотворческой деятельности, а ведомственные акты - разновидность нормативных правовых актов. В связи с этим общие принципы правотворчества преломляются в принципах ведомственного правотворчества. Принципы ведомственного правотворчества базируются на общих принципах правотворчества, берут в них свои истоки.

Ю.А. Тихомиров выделил следующие основные принципы правотворчества: 1) принцип научности; 2) принцип законности; 3) принцип демократизма.

37. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, предусмотренным ч.1 ст.103 Конституции Российской Федерации, а также ст.125 и 134 Конституции. В соответствии со ст.125 и 134 Государственная Дума принимает постановления о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации и о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Статьей 84 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что Государственная Дума принимает постановления и по другим вопросам своей компетенции. Постановления Государственной Думы могут приниматься по вопросам организации ее работы, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

39. Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Федеральный закон Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

40. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  2. через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу ("с момента опубликования", "с момента подписания" и т.д.)
  3. по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994г. №5-ФЗ "О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ") времени после официального опубликования.

41. Систематизация нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.

Целями систематизация являются:

· упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификация, облегчающая поиск необходимых нормативных актов (внешняя систематизация);

· достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве (внутренняя систематизация).

Существует два основных вида систематизации:

· инкорпорация

· кодификация.

44. Инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации

при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники.

В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом.

Разновидностью инкорпорации является консолидация (происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт).

42. Кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

Кодификация может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: