Теоретические аспекты индустрия досуга

С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Во многих странах – Японии, США, Англии, Германии, Испании, Голландии, Италии, России, Франции и др. - сложились разветвленные индустрии досуга. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм досуга является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной отрасли в частности.

В статьях и учебных изданиях российских авторов (Г.А.Аванесовой, В.Е. Новаторова, И.А.Бутенко и др.) можно встретить различные названия рассматриваемого явления: индустрия досуга, индустрия досуга и развлечений, индустрия развлечений, индустрия свободного времени. Само понятие и его трактовка нередко вызывает дискуссии. Причиной тому является размытость границ данного явления, поскольку социально-культурная ситуация предлагает все новые формы и сегменты культурно-досуговой индустрии.

Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Согласимся с Г.А. Аванесовой: понятие "индустрия" подразумевает индустриально-техническую, технологическую и предпринимательскую сущность досуговой деятельности. "Индустрия досуга понимается как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда". Производство досуговых товаров опирается на технологии организации труда промышленного типа, которые создают возможности обслуживать большое количество потребителей культурно-досуговых товаров и услуг за относительно короткий период времени.

Известный российский исследователь культурной индустрии С.Э.Зуев в своих исследованиях выделяет следующие ее сегменты:

• телевизионная и радиоиндустрия, включая кабельное и спутниковое TV;

• индустрия производства фильмов, с учетом видео, DVD, а также фильмы на телевидении;

• интернет-индустрия, включая все формы “net art” и “net culture”, а также производство сайтов, порталов и иных форматов коллективной и групповой коммуникации;

• музыкальная индустрия: звукозапись (не только собственно музыкальная), распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды “live performance”;

• издательский бизнес, включающий производство книг, компакт-дисков, информационных баз, а также (в определенной части) журналов и газет и сопутствующие ему услуги;

• разного рода образовательные и игровые индустрии (иногда здесь используется обобщенное название “edutainment”.

Традиционно к индустрии досуга и развлечений относят парки, аттракционы, боулинг-клубы, гольф-клубы, развлекательные центры, кинотеатры, аквапарки, дискотеки, ночные клубы, интернет-кафе, катки, роллердромы, игровую индустрию и др. В последнее время игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы) также стал позиционировать себя как часть индустрии развлечений и отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: