Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
В советское время на уровне местного управления работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были «государственные служащие местных органов государственной власти».
С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления: нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.
Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.
Так как муниципальная служба - профессиональная деятельность, у муниципальной службы есть присущие ей задачи:
1. обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
2. обеспечение исполнения Конституции РФ, федерального, субъектов федерации и местного законодательства и иных нормативных актов.
3. обеспечение жизнедеятельности муниципального образования и удовлетворение потребностей населения.
4. обеспечение самостоятельности решения населением вопросов местного значения.
5. защита прав и интересов муниципального образования в целом.
6. обеспечение принципа профессионализма и преемственности в организации местного самоуправления.
С точки зрения задач, муниципальная служба представлена в социальном аспекте как профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.
Эта служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте - рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Муниципальная служба организуется на основе принципов, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих:
1. принцип верховенства Конституции РФ и законов над иными правовыми актами. Это очень важный принцип, т.к. нет единообразного правоприменения в этой области.
2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, и их непосредственного действия.
3. принцип законности.
4. принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
5. принцип гласности и учета общественного мнения при осуществлении муниципальной службы.
6. принцип профессионализма, компетентности муниципальных служащих.
7. принцип равного доступа граждан к муниципальной службе.
8. принцип ответственности муниципальных служащих за исполнение своих полномочий.
9. принцип связи с учетом исторических и местных традиций, в тоже время единство основных требований, предъявляемых к муниципальным служащим.
10. принцип правовой и муниципальной защищенности муниципальных служащих.
11. принцип внепартийности муниципальной службы.