ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Правовая основа местного самоуправления.
2. Территориальная основа местного самоуправления.
3. Экономическая основа местного самоуправления.
Реальное и эффективное МСУ возможно лишь при наличии определенных нормативных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы МСУ: правовую, территориальную, экономическую.
Правовая основа МСУ – система норм права, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии МСУ, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц МСУ, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.
Правовую основу МСУ составляют (ст. 4 Закона № 131-ФЗ):
– общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
– ФКЗ;
– Закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы;
– издаваемые в соответствии с Законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
|
|
– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
– уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В правовых актах международного уровня:
– обобщается многовековой опыт развития МСУ, накопленный в разных странах;
– учреждается многовариантная система принципов организации МСУ;
– устанавливается перечень наиболее распространенных форм МСУ;
– определяются приоритеты административного контроля за деятельностью органов МСУ (как правило, косвенными методами);
– вводятся параметры соразмерности финансовых средств, предоставляемых органам МСУ для выполнения возложенных на них полномочий;
– устанавливается обязанность государств вести совершенствование внутреннего законодательства по вопросам МСУ.
В нормативно-правовых актах федерального уровня устанавливаются:
– гарантии прав граждан на участие в местном референдуме и избирательных прав граждан;
– юридическая ответственность за нарушения в области МСУ;
– виды органов, порядок надзора и контроля за деятельностью органов и должностных лиц МСУ;
– правовые основы муниципальной службы;
– гарантии прав выборных должностных лиц МСУ;
– ограничения в распространении некоторых сведений в муниципальных правовых актах;
– основы муниципальной собственности;
– требования к созданию и прекращению деятельности муниципальных унитарных предприятий;
|
|
– особенности территориальной организации МСУ;
– виды местных налогов;
– геральдические правила;
– перечень территорий с высокой и низкой плотностью;
– классификация доходов и расходов бюджета и др.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ устанавливают:
Специальные НПА: наименования органов и должностных лиц МСУ; факты наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями; предельные нормативы оплаты труда муниципальных служащих; налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет; случаи, когда ОГВ имеют право издавать НПА по ВМЗ; границы и состав территории МО; налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет. | НПА, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством: ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан; дополнительные гарантии прав граждан на осуществление МСУ; вопросы бюджета и межбюджетных отношений; порядок формирования фондов финансовой поддержки МО. |