double arrow

Правовая основа местного самоуправления

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Правовая основа местного самоуправления.

2. Территориальная основа местного самоуправления.

3. Экономическая основа местного самоуправления.

Реальное и эффективное МСУ возможно лишь при наличии определенных нормативных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы МСУ: правовую, территориальную, экономическую.

Правовая основа МСУсистема норм права, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии МСУ, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц МСУ, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.

Правовую основу МСУ составляют (ст. 4 Закона № 131-ФЗ):

– общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Конституция РФ;

– ФКЗ;

– Закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы;

– издаваемые в соответствии с Законом № 131-ФЗ и другими федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

– уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В правовых актах международного уровня:

– обобщается многовековой опыт развития МСУ, накопленный в разных странах;

– учреждается многовариантная система принципов организации МСУ;

– устанавливается перечень наиболее распространенных форм МСУ;

– определяются приоритеты административного контроля за деятельностью органов МСУ (как правило, косвенными методами);

– вводятся параметры соразмерности финансовых средств, предоставляемых органам МСУ для выполнения возложенных на них полномочий;

– устанавливается обязанность государств вести совершенствование внутреннего законодательства по вопросам МСУ.

В нормативно-правовых актах федерального уровня устанавливаются:

– гарантии прав граждан на участие в местном референдуме и избирательных прав граждан;

юридическая ответственность за нарушения в области МСУ;

– виды органов, порядок надзора и контроля за деятельностью органов и должностных лиц МСУ;

– правовые основы муниципальной службы;

– гарантии прав выборных должностных лиц МСУ;

– ограничения в распространении некоторых сведений в муниципальных правовых актах;

– основы муниципальной собственности;

– требования к созданию и прекращению деятельности муниципальных унитарных предприятий;

– особенности территориальной организации МСУ;

– виды местных налогов;

– геральдические правила;

– перечень территорий с высокой и низкой плотностью;

– классификация доходов и расходов бюджета и др.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ устанавливают:

Специальные НПА: наименования органов и должностных лиц МСУ; факты наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями; предельные нормативы оплаты труда муниципальных служащих; налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет; случаи, когда ОГВ имеют право издавать НПА по ВМЗ; границы и состав территории МО; налоговые ставки, подлежащие зачислению в местный бюджет. НПА, принимаемые в соответствии с федеральным законодательством:  ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан; дополнительные гарантии прав граждан на осуществление МСУ; вопросы бюджета и межбюджетных отношений; порядок формирования фондов финансовой поддержки МО.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: