Изобразительное искусство и архитектура Древней Месопотамии

Район Двуречья (Месопотамия) является центром древнейшей из культур Передней Азии. В отличие от других цивилизаций Двуречье, лежавшее на перекрестке торговых путей, было открыто всем миграциям и культурным веяниям. Благодаря этому Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают взаимное влияние Двуречья и Египта.

Основным материалом цивилизации была глина; ею были заменены камень и дерево. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных табличках писали. Этим объясняется небольшое число сохранившихся памятников материальной культуры. Поэтому основной вклад этой цивилизации в мировую культуру состоит в древнейших литературных сюжетах, позднее вошедших в Ветхий Завет или в древнегреческие мифы.

Жители древней Месопотамии имели мировоззрение, существенно отличавшее их от древних египтян. Внимание концентрировалось на нерадостной действительности при отсутствии культа загробной жизни. Жизнь человека зависела от добрых духов и злых демонов. Отсюда проистекает важность касты жрецов для защиты от зла. Культ небесных светил служил обоснованием земного порядка и гармонии. Активное законоустановление воплотилось в создании древних кодексов, утверждавших права личности-гражданина, но не раба. Представления о неизменности космического механизма породили концепцию о предрешенности человеческой судьбы. Были популярны гадания, их интересам была подчинена вся система астрономических знаний.

Древнейшей из известных науке культур этого региона является Шумер (3-е тыс. до н.э.). Материальная культура шумер сохранилась мало. Но проведенные археологические раскопки подтвердили мифы о грандиозных постройках, таких как Вавилонская башня – Э-теме-нанки, возведенная из обожженного кирпича высотой в 90 м. Она представляла собой ступенчатую пирамиду-храм – зиккурату. Шумеры изобрели свод из трапециевидных кирпичей.

Шумер в политическом отношении напоминал Древнюю Грецию, это были теократические города-государства (т.н. «номы»), обладавшие собственностью на прилегающие аграрные районы. Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур, т.к. там находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля. Строительство храмов-зиккурат было важнейшей миссией правителей-энси; собираемые с населения налоги направлялись, прежде всего, на культовые нужды. Зиккураты, в переводе «святая гора», напоминали ступенчатую пирамиду. Свою традицию строить храмы на вершине искусственных холмов шумеры передали многим народам.

Во 2-м тыс. до н.э. разрозненные города-государства шумерцев и их соседей аккадцев были объединены под властью аморитов, чьей столицей стал город Вавилон. Изобразительное искусство Вавилона испытали сильное влияние египетской культуры, в т.ч. изобразительного канона. Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), высеченный в верхней части диоритового столба, изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Сцена вручения выражала идею божественного происхождения царской власти, она стала сюжетом для большинства наскальных рельефов в последующие времена. На стеле бог представлен сидящим на троне; Хаммурапи стоит, принимая символы власти; фигура царя меньше фигуры бога.

Сохранившиеся во множестве фигурки чиновников-жрецов отличаются непропорциональностью и отсутствием индивидуальных черт; выражение лиц должно передавать послушание и сосредоточенную набожность. Эта малая скульптура несет на себе одновременно влияние и местных шумерских традиций, и древнеегипетского канона, причем периода до реформы Эхнатона.

Утвердившаяся на месте распавшегося на мелкие государства Вавилона Ассирия (VIII-VII вв. до н. э.) оставила после себя специфическое «брутальное». Многовековая битва за выживание определила особенности ассирийской культуры и ментальности, которая характеризуется культом силы. Ассирийское право отличалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. В искусстве деспотизм отразился в каноне обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности их страданий и силы. Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты.

Канон проявился не только во внешних правилах рисунка, но и в обязательном наборе сюжетов и воплощенных в искусстве идей. Прославлялись сила и мощь царей и их воинов; героем барельефов был солдат-охотник; популярными сюжетами – бой и охота.

У порталов дворца стояли высеченные из местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами («шеду»), охранявшие дом царя от враждебных сил. Наличие у них пяти ног создавало эффект шагающей статуи: в фас видны были только две передние ноги, казавшиеся неподвижно стоящими; в профиль обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. «Шеду» служил символом ассирийской империи – расширявшей границы и давящей своей мощью.

При сравнении нескольких культур Древнего Востока – Египта и Месопотамии – очевидны их общие черты: 1. синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры); 2. трата колоссальных людских и материальных ресурсов на создание ритуальных объектов; 3. наличие канона, общего для всех жанров искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: