Древнейшие эпосы Шумера

Древнейшая из известных цивилизаций Шумер – существовала на юго-востоке Междуречья в IV–III тыс. до н. э. Шумеры сделали значительный вклад не только в технологию, науку, в религиозные системы, но и в фольклор, а позднее литературу других народов.

В конце 1872 г. сотрудник Британского музея Дж. Смит, готовя к публикации перевод клинописных табличек, доставленных в Британский музей из развалин Ниневии, столицы ассирийской империи, обнаружил несколько отрывков большой поэмы о Гильгамеше, в которой присутствовал древнейший вариант предания о Великом потопе. Эпос о Гильгамеше – рассказ о приключениях и подвигах Гильгамеша, реально существовавшего исторического лица, царя г. Урук; о дружбе Гильгамеша (на треть бога) с человеком Энкиду и поисках секрета бессмертия.

Энкиду был дик, царевич Гильгамеш решил сделать его культурным и познакомил с прекрасной женщиной. Влюбленный Энкиду стал умным и приятным в общении. Вместе друзья совершили много подвигов, типичных для героев древних эпосов – убивали злодеев и чудовищ, чтобы освободить людей. Боги позавидовали их дружбе и умертвили Энкиду. Гильгамеш не смирился со смертью друга и пошел искать человека, который по слухам был бессмертен, в надежде. Что он поможет ему оживить друга. Этим человеком был старец Утнапиштим, так звали шумерского Ноя, единственный выживший после потопа, который рассказал царевичу историю о великом потопе.

Гневный и недоброжелательный бог Энлиль, не продумав своего шага, решил утопить людей, которые ему просто надоели производимым им шумом. Другие боги его осудили, но поскольку он был старший бог, не смогли изменить его решения, но решили спасти хотя кого-нибудь из людей для продолжения рода.

Эа предупредил Утнапишти о грозящем бедствии:

Слушай, хижина! Стенка, запомни!

Шуруппакиец, сын Убар-Туту,

Снеси жилище, построй корабль…

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль, который ты построишь,

Очертаньем да будет четырехуголен,

Равны да будут ширина и длиною,

Как океан, покрой его кровлей!

Утнапиштим построил корабль, «нагрузил его всем. что имел живой твари, поднял на корабль всю семью и род… скот степной и зверье, всех мастеров…», затем взошел на корабль и засмолил двери. Шесть дней длился потоп. На седьмой день Утнапишним стал пускать птиц в надежде обнаружить спад воды. Когда посланный третьим ворон не вернулся, он принес жертву богам, которые, почуяв добрый запах, как «мухи, собрались к приносящему жертву». Виновник всего бог Энлиль, уже раскаявшийся в содеянном, лично вывел Утнапиштима из корабля, благословил его и даровал бессмертие. Старец ничем не мог помочь Гильгамешу, но дал совет найти волшебный цветок, шип которого может оживить Энкиду. Царевич опустился за ним на дно море, но по пути домой не уследил за цветком – его похитила змея.

В том же собрании глиняных табличек был обнаружен шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш». Энума элиш – это первые два слова текста: когда там наверху. В нем изложена процедура сотворения мира с разделением тверди и неба и т.д. Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божьей крови.

Древние культы Месопотамии оказали сильное влияние на иудаизм и христианство. Речь идет не только о сюжетах священных текстов. Представление о жреце-посреднике между богом и людьми, космогония, образ райского сада были заимствованы иудаизмом, а затем христианством.

5. Хеттская литература

Хетты – народ, в бронзовом веке обитавший в Малой Азии, где создал Хеттское царство. Хетты неоднократно упоминаются в Библии. На их культуру оказывала влияние культура хаттов и хурритов и вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись. В период объединения разрозненных городов-государств Анатолии в единое царство местные традиции и культы сохранялись, о чем говорит наличие в текстах этого периода имен различных богов, тогда как в эпоху империи все большая централизация власти порождает тенденцию к отождествлению божеств со сходными функциями. Несчастья и неудачи воспринимались хеттами как кара за какой-либо проступок, причем причины божьего гнева проясняли гадания по внутренностям жертвенных животных, по полету птиц или по жребию.

О религиозном культе хеттов известно по сохранившимся барельефам. Хетты поклонялись богу грома – Тишуб-Тарку, который изображался с молниями в одной руке и с двойным топором – в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, напоминающем египетскую белую корону. Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной на голове. О мифах хеттов почти ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, имеющем сходство с древнегреческим мифом об Адонисе, юном боге весны. В рамках мифологии присутствуют также сказания о потопе, которые сходно с вавилонским и библейским.

Начиная с XV в. до н. э. на хеттский язык переведено большое число хурритских поэтических произведений. Так, сюжет мифологической поэмы о смене на небесах четырех поколений богов аналогичен сюжету о смене таких же четырех поколений богов в греческой мифологии. Сам источник – хурритская поэма – в качестве текста-прототипа имеет вавилонскую поэму о сотворении мира. Так же, как в греческой мифологии, главным богом первого поколения богов был Океан, божество Нижнего Мира. Имя главного хурритского бога второго поколения Ану (от шумерского Ан – Небо) аналогично первоначальному значению имени греческого бога второго поколения Урана (небо). Подобно тому, как свергнутый Алалу бежит в свою стихию – Нижний Мир, и Ану убегает в свою стихию – на Небо. В четвертом хурритском поколении богов главный из них – Тешуб (Бог Грозы) – совпадает по своей функции с греческим громовержцем Зевсом. Хеттско-хурритское повествование о сражении Тешуба с чудовищем Улликумми похоже на греческий миф о Тифоне, причем древнегреческая мифология относит битву с Тифоном к той же горе в Северной Сирии, почитавшейся греками как святилище Зевса, которая выступает и в «Песне об Улликумми» как местопребывание Тешуба, теснимого Улликумми.

Некоторые поэтические приемы древнегреческого эпоса сходны с хурритско-хеттскими и египетскими: таково, например, использование разговора человека с душой для передачи размышлений героя. Осознание души как «собеседника» свидетельствует о зарождении диалогического сознания. Хеттско-хурритский эпос имеет следы устной традиции, в частности, в характерных повторениях общих мест, таких, например, как:

Взял он в руки жезл, а ноги обул

В буйные ветры, как в сапоги.

Возможно, греческий эпический стихотворный размер – гекзаметр – возник под влиянием хурритских и хеттских поэм. Даже традиционный образ Гомера как слепца-рапсода (певца, поэта) хорошо согласуется с обычаями Древней Месопотамии, где певцы и музыканты часто бывали слепыми. Таким образом, греческий эпос представляет собой не только новую главу истории литературы, но и продолжение всей предшествующей древневосточной.

Миф об Иллуянке является хеттским вариантом сюжета о борьбе Бога Грома с Мировым Змеем (ср. греческий миф о Зевсе и Тифоне). Бог грозы вначале потерпел поражение от змея Иллуянки, который отнял у бога сердце и глаз. Чтобы восстановить утраченное могущество, Бог грозы женился на дочери смертного человека и произвел на свет сына. Когда сын вырос, он, в свою очередь, посватался к дочери змея, потребовав в приданое сердце и глаз своего небесного отца. Получив свои сердце и глаз, Бог Грозы, воспрянув с силами, поразил Иллуянку молнией. К сожалению, при этом погиб и сын бога, стоявший рядом со змеем.

После гибели Хеттского царства на рубеже XIII и XII вв. до н. э. следы поэтической традиции на лидийском языке, непосредственно продолжавшем хеттский, связаны с развитием хеттской поэзии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: