Зарождение искусств. Особенности первобытного искусства

Свидетельства художественного творчества человека искусства гораздо моложе, чем орудия труда, древнейшим из которых по новейшим датировкам ок. 2,5 млн. лет. Древнейшие же орнаменты, обнаруженные в пещере Пинакль-пойнт в Южной Африке, имеют возраст ок. 100 тыс. лет. Они представляют собой геометрические узоры, нанесенные на крупную гальку.

Первоначально искусство, ремесло (изготовление орудий труда), обряды охотничьей магии находились в неразделенном состоянии. Искусство было не обособленно в специальный вид деятельности и было связанно с трудовым процессом, охотничьей магией и др., закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая формирование первых представлений человека об окружающем мире. Тесно связанное с первобытными мифическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного – прародителя рода).

Смешение человеком в своем сознании качеств предметов, или синкретизм, породило древнейшие из жанров искусства – пещерную (или наскальную) живопись и первобытную скульптуру. Расцвет пещерного искусства – 20-10 тыс. до.н.э. Больше всего пещерной живописи найдено в Европе. Главными мотивами наскальных изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты. Использовалась краска четырех цветов – черная, белая, красная, желтая. Техника наложения тонов давала ощущение фактуры шерсти. Была освоена передача объема и перспективы, соблюдались пропорции фигур. Изображения лошадей, бизонов, северных оленей очень достоверны, т.к. охотники знали до тонкостей повадки диких зверей. В изображениях сочетались реализм и схематизм. Прорисовывались именно те черты животного, которые отличали его от других видов, поэтому в фигуре бизона, например, особо подчеркивались тяжелая голова на короткой шее, мощная грудная клетка и короткие ноги. Этот древнейший жанр живописи отличало отсутствие композиции и фона вокруг фигур животных. Это объясняется тем, что фигуры животных рисовались поочередно, один за другим накануне дня охоты: на изображениях сохранились повреждения – следы ударов копьем.

Первыми из пещерных изображений, открытых современным человеком, были находившиеся в Альтамире (Испания) – полихромная каменная живопись эпохи верхнего палеолита (солютрейская культура). В 1879 г. археолог-любитель Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно обнаружили на стенах и потолке рисунки. Саутуолу обвинили в фальсификации. Недоверие сохранялось, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трехмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии. Раскопки показали, что люди не жили там, где рисовали. Радиоуглеродный метод дал датировку времени создания (угольки от факелов) и период «использования» - 10-20 тыс. лет.

Изображения животных на стенах пещер делались в натуральную величину (1,5 – 2 м), а размеры скульптурных фигурок – от 2 до 17 см. По мнению А.А. Формозова, они интуитивно фигурки подгонялись под масштаб кремниевых орудий, т.е. скульптура более связана с производственной деятельностью. Наскальная же живость – с магическими представлениями.

На пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – так называемые «Солютрейские Венеры» – образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. В безликости человеческих статуэток нашло отражение положения личности при родовом строе. Условия жизни препятствовали развитию индивидуальных характеров (непродолжительность жизни, сильная зависимость индивидуума от рода и его полная подчиненность коллективным интересам); и люди мало отличались друг от друга. Их духовные усилия были направлены на познание окружающего мира, поэтому так подробны изображения животных.

Вырезали из кости и камня оленей, лошадей, коз. Вероятно, уже тогда зарождалась символика образов, сохранившихся через народную культуру до сих пор. Например, искусно вырезанные из кости фигурки гусей могут свидетельствовать о складывании мистических и религиозных представлений о загробном мире, куда убывают души умерших. Именно такую смысловую нагрузку несли в культуре многих народов водоплавающие перелетные птицы.

Глиняная скульптура появилась ок. 10-12 тыс. до н.э. после освоения технологий земледелия и керамики. Прогресс в производственной области приводил к появлению новых жанров искусства: изобретение лука способствовало возникновению струнной музыки. Вероятно, что барабан и костяная флейта появились гораздо раньше, ведь они непосредственно связаны с охотой.

Примечательно, что технический прогресс в период бронзового века на некоторое время привел к упрощению в области рисунка. Сухие геометрические схемы (петроглифы) начинают использоваться для украшения предметов обихода, которых становится все больше.

2. Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта.

Ключевая черта древних культур – синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) – в наибольшей степени свойственна египетской. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования.

Разливы Нила дали египтянам идею цикличности, возрождения и бессмертия. Правильнее называть доминирующую составляющую древнеегипетской культуры не культ смерти, а культ вечной жизни, когда смерть души считалась «ненормальным» явлением. Сохранению жизни души служил обряд мумифицирования. На этом основывалось обожествление фараона: он представитель страны «там», гарант благополучия страны. Дорогостоящий заупокойный культ фараона первоначально был делом всей нации. Со временем строительство погребальных помещений стало осуществляться всеми, в зависимости от материальных возможностей. Мумифицированное тело помещали в деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры, гроб ставили стоймя в семейной усыпальнице. Этому же культу человечество обязано составлением первого морального кодекса, т.е. правил поведения, при соблюдении которых человек попадал в счастливую страну мертвых: не лгать, не завидовать, не причинять зла и пр.

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.

Египет – родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Пирамиды – дома усопших фараонов. Храм – дом бога на земле; считалось, что часть божественной субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре – наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.

Погребальные помещения Древнего Египта претерпели длительную и сложную эволюцию. Первоначальной формой считается прямоугольная наземная камера, сложенная из известковых кирпичей. Поставленные одна на другую они стали ступенчатой пирамидой – мастабой. Древнейшие из них, чье сооружение началось на рубеже 2-3 тыс. до н.э., находится в Саккаре. В их сооружении участвовали добровольно все жители страны.

Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с сер. 3 тыс. до сер. 2 тыс. до н.э.). Комплекс классических пирамид, ранее покрытых отшлифованными плитами, находится в Гизе.

С XVI в. владык Египта стали хоронить в тайных скальных склепах в Долине царей в Луксоре (Фивы). В долине было открыто около семидесяти высеченных в скале гробниц жен и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи, и гробница Тутанхамона.

Архитектура Древнего Египта приобрела ряд новаторских черт. Прямоугольные в основе здания отличаются от традиционных для Африки круглых строений, что связано с переходом к новому строительному материалу – камню. Была изобретена колоннада внутренняя, позже – наружная. Впервые появилась персонализация архитектурных проектов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: напр., Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джоссера (28 в. до н.э.), Сенмут – заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. 15 в. до н.э.).Иерархичность общества сказалась на том, что характеристики здания должны были соответствовать статусу владельца. Древнеегипетские архитекторы использовали в своих проектах принцип «золотого сечения». Принято считать, что такие объекты воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Классическими примерами могут служить храм фараона Сети I в Абидосе и пирамиды в Гизе, в которых соотношение длин высоты и стороны основания подчиняется этому принципу.

Скульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа («ка») могла иметь запасной дом – статую, выполненную из известняка или алебастра. Поэтому скульптор «санх» назывался «творящий жизнь». Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон – правила композиции и колорита, система пропорций, иконография ряда изображений. Он просуществовал 3 тыс. лет. Например, существование канона предписывало изготовление статуй двух типов – а) человек стоит с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, б) человек сидит и руки сложены на коленях. Очень важна была симметричность фигуры или композиции, голова и взгляд смотрели прямо вперед. Статуи раскрашивались: тело мужских статуй – красно-коричневой краской, женских – желтой, волосы – черной, одежды – белой.

В искусстве Древнего Египта применялось два типа рельефа – барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux (анкре, или койланаглиф), с углубленным контуром, но сохраненным фоном.

Во фресковой росписи использовался свой канон. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры – голова и ноги – в профиль, а торс и глаза – в фас. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. Специфика древнеегипетской композиционности состояла в том, что каждая фигура или сцена были частью общей композиции. Фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью т.н. мотива шествия – одинаковые движения через равные интервалы. Разномасштабность фигур при полном отсутствии перспективы отражала иерархию в обществе. Боги, фараоны, вельможи, простые люди – размер уменьшался по мере убывания социальной роли.

В конце XV в. до н.э. в рамках религиозной реформы фараона Эхнатона (до реформы носившего имя Аменхотепа IV) произошло некоторое изменение канона: требование передачи портретного сходства статуй фараонов с прототипами. Это было первым примером реалистического искусства. После смерти Эхнатона его преемники вернулись к старым культам, а новый канон остался.

Приметы Древнего Египта встречаются повсеместно в современной культуре. Распространение информации и знаний не возможно без искусственных материалов для письма; папирус был первым из них. В Египте произошло зарождение жанров литературы: песни богам, повести, сказки, поучения, а также были заложены основы научных знаний, что сохранилось, например, в символе медицины (змея – богиня Уаджит, защитница от болезней); в названии науки химия, производной имени, данного своей стране самими египтянами – «Кеми»; названия звезд и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: