слухового восприятия.
• Старайтесь избегать осуждения и критических оценок.
Такой тип слушания обычно воспринимается собеседником как преследование, раздражает его и побуждает прекратить разговор.
• Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за конкретными высказываниями.
Это поможет создать особые, доверительные взаимоотношения. Слушать, сопереживая, — не значит соглашаться с партнером, нужно лишь проявить участие ко всему тому, что он испытывает. Понять собеседника — еще не значит с ним согласиться.
•Правильно выбирайте момент для задавания вопросов.
Используя слушание-сопереживание, уточняющие вопросы желательно задавать после понижения эмоционального уровня говорящего, когда у него появится потребность послушать и вас.
•Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру возможность самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли спасителя.
• Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя.
В любой речи можно услышать то, что расширит ваш кругозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу даже из плохой речи.
• Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражением искреннего интереса. Постарайтесь демонстрировать свой интерес путем вставок типа «Да-да», «Это интересно», «А что было потом?» и т.п.
• Сосредоточьте свое внимание на основных идеях говорящего. Постарайтесь распознать стандартные приемы построения речи:
• вступление к основной теме;
• «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы;
• примеры и словесные иллюстрации;
• заключения, резюме;
• призыв к действию и т.п.
Крайне важно научиться отделять главные идеи говорящего от второстепенных, факты — от принципов, идеи — от примеров, доказательства — от домыслов.
• Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства.
Это могут быть посторонние звуки: звонок телефона, хлопанье дверью, сигналы автомобилей, разговор шепотом находящихся рядом людей и т.п. Крайне важно в этой ситуации сконцентрировать внимание на том, что говорит партнер.
• Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений. Другими словами, научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.
• Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решайте для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суждения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленные резюме по каждой теме, сравнивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говорящего.
• Научитесь понимать больше, чем сказано.
Это поможет овладеть умением «читать между строк» и находить скрытое значение сказанного. Взгляд, поза, жесты — все это сообщает окружающим об истинном, а не демонстрируемом психологическом состоянии говорящего.
• Оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего.
Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, внешний вид партнера и т.д.
•Создайте своим невербальным поведением атмосферу со-переживания. Внимание, чуткость к словам говорящего формируют у него чувство значимости, что улучшает взаимопонимание.
•Отражайте чувства и переживания собеседника.
Для этого необходимо стать своего рода «зеркалом» и адресно отражать характер чувств и переживаний партнера.
• Не следует использовать так называемые «успокаивающие» фразы типа «Все не так уж и плохо»; «Не стоит так сильно переживать, все вернется к лучшему»; «Это все мелочи, не следует все принимать так близко к сердцу»; «Не надо делать из мухи слона». К таким и подобным фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьшают его чувства.
• Используйте различные способы показать, что вы внимательно слушаете. Это могут быть:
- побуждающие высказывания типа «Да, верно», «Это очень интересно» и т.п.;
- невербальные системы побуждения: кивок головой, одобрительное выражение лица, зрительный контакт, естественная жестикуляция, непринужденное прикосновение и т.п.;
- специальные побудительные фразы типа «Интересно, а что было потом?», «Расскажите поподробнее, меня это очень интересует» и т.п.
В заключение еще несколько рекомендаций, касающихся выработки умения слушать:
• Будьте первыми, если нужно слушать, и последними, если нужно говорить.
• Научитесь слушать, и сможете извлечь пользу даже из речи того, кто говорит плохо. Не забывайте, что созерцание нелепостей очень часто способно породить хороший вкус.
• Не забывайте, что слушать — это больше, чем только понимать слова.
15.Умение задавать вопросы в деловом общении.
Вопрос — это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим те виды вопросов, которые наиболее часто встречаются в деловом общении.
1. По степени выраженности различают явные и неявные вопросы. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Скрытый (неявный) вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.
2. По своей структуре вопросы бывают простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др.
3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (так называемые «ли»-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «надо ли», «действительно ли» и т.д.
Восполняющие вопросы направлены на получение новой информации.
4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.
Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.
6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. Correctus — вежливый, тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосылка которого является истинным и непротиворечивым знанием. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения (суждений), смысл которого (которых) не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivials — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным или бессмысленным, если он. выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»
В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные партнерам по общению или неправильно ими понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные (неправильно понимаемые) выражения или заменить их известными.
Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.
Не стоит забывать, что действительные интересы собеседника можно определить с помощью умело сформулированных вопросов и последующего еще более умелого выслушивания ответов.
С помощью целенаправленных вопросов, как известно, можно:
— выявить интересы собеседника;
— направить его внимание на важные детали разговора;
— узнать возражения партнера по общению;
— вернуть утраченную инициативу в разговоре;
— сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо.
Наконец, с помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.
Тот, кто спрашивает, тот и управляет разговором.






