Соотношение права ЕС с национальным правом государств, входящих в ЕС, строится на четырёх принципах:
- Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя.
- Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов права.
- Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.
- Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-членов.
Право ЕС как автономная правовая система
Вопрос об автономности права Европейского союза является одним из ключевых как для его понимания, так и применения. В случае не признания за ним самостоятельности, и отнесении его к региональным нормам международного права, право ЕС могло бы потерять возможность прямого действия на территории стран членов Европейского союза. Это объясняется тем, что место международно-правовых норм в национальном законодательстве определяется конституционным актом каждого из государств. То есть для применения правовых норм права Европейского союза была бы однозначно необходима их имплементация в национальные правовые системы. Соответственно могла бы возникнуть ситуация когда нормы права Европейского союза действовали бы в одних государствах членах Европейского союза напрямую, а в других только через издание национального правового акта. Определяющим моментом послужила позиция Суда Европейского союза. В решении по делу Фламинио Коста от 15 июля 1964 г. (дело № 6/64) дана весьма четкая характеристика права ЕС как особой правовой системы. «В отличие от обычных международных договоров, договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая, со вступлением договора ЕЭС в силу, стала неотъемлемой составной частью правовых систем государств членов, и положения которой обязаны применять их суды». Эта позиция Суда была подтверждена и развита в многочисленных других решениях, ей придерживаются и другие институты Европейского союза. То есть, по сути, договор ЕЭС был приравнен к конституционным актам, что и позволило считать момент его вступления в силу отправной точкой начала существования права Европейского союза как автономной, самостоятельной правовой системы.
44. Запрещение разработки, производства, применения химического оружия и их уничтожения.
Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) — это соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия. Её полное название Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.
Подготовлен | 3 сентября 1992[1] |
Вступил в силу — условия | 29 апреля 1997[1] |
Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено.[5] Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.
К августу 2010 года 188 государств являются участниками этой конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её.[1]
История
Международное обсуждение вопроса о запрещении химического и биологического оружия началось в 1968. Его проводил Комитет по разоружению, состоявший из 18 государств, который после многочисленных изменений названия и состава был преобразован в 1984 в Конференцию по разоружению.[6] 3 сентября 1992 Конференция предоставила Генеральной Ассамблее ООН свой ежегодный отчёт, который содержал текст Конвенции о запрещении химического оружия. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию 30 ноября 1992. 13 января 1993 в Париже Генеральный секретарь ООН открыл её для подписания. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 спустя 180 дней после того, как была ратифицирована 65-м её участником (Венгрия). Конвенция дополняет собой Женевский протокол 1925 года.
[править]Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)
Основная статья: Организация по запрещению химического оружия
Контроль за соблюдением статей Конвенции осуществляется Организацией по запрещению химического оружия, которая выступает как международная правовая площадка для уточнения положений Конвенции (Конференция стран-участниц уполномочена вносить изменения в КХО, а также принимать подзаконные акты о выполнении требований Конвенции и т. п.). Кроме того, организация проводит инспекции военно-промышленных объектов с целью обеспечить выполнение требований КХО странами-участницами.
[править]Ключевые пункты Конвенции
· Запрещение производства и применения химического оружия
· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия
· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)
· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия
· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие
· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях
Основная статья: Список участников Конвенции о запрещении химического оружия
Почти все страны в мире присоединились к Конвенции о запрещении химического оружия. В настоящее время 188 из 195 государств-членов ООН являются участниками КХО.[1] Из 7 оставшихся государств 2 подписали, но ещё не ратифицировали Конвенцию (Мьянма и Израиль). 5 государств не подписали Конвенцию (Ангола, Северная Корея, Египет, Сомали, иСирия).