double arrow

Характеристика стилей поведения в конфликте

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путём сглаживания разногласий за счёт собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Уклонения (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от выражения своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта а свою пользу.

Противоборство, конкуренция. Характеризуются активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей, власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Сотрудничество. Означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забыввя при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе возможны всесторонне обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

Компромисс. В данном случае действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.


21. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Р. КИЛМЕНА И К. ТОМАСА

Американские психологи К. Томас и Р. Килмен выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1) приспособление, уступчивость;

2) уклонение;

3) противоборство;

4) сотрудничество;

5) компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Из перечисленных стилей только один — сотрудничество — является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации.

Наиболее конфликтным считается другой активный стиль — противоборство; уклонение и приспособление, уступчивость характеризуются пассивной формой поведения. Они не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. Решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму.

При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.

Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную, и пассивную формы реагирования. Он может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а причины полностью не устранены. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

В некоторых случаях конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс. Важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.


22. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИЙ. СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Коммуникация — это:

1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;

2) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией;

3) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается, процесс передачи и приема информации.

Основные функции коммуникаций: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.

Особенности коммуникации между людьми: 1) наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности); 2) возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков (вербальные и невербальные коммуникации); 3) коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляю­щего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее); 4) возможность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).

Коммуникативные стили общения — это способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения.

Десять стилей коммуникативного общения: 1) доминантный — стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации; 2) драматический — преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения; 3) спорный — агрессивный или доказывающий стиль коммуникативного общения; 4) успокаивающий — расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника, особенно в конфликтных ситуациях; 5) впечатляющий — стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление на партнера по переговорам; 6) точный — нацеленный на точность и аккуратность сообщения; 7) внимательный — выказывание интереса к тому, что говорят собеседники в процессе коммуникативного процесса; 8) воодушевленный — частое использование невербального поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.; 9) дружеский — тенденция открытого поощрения собеседника и заинтересованность в его вкладе в общение; 10) открытый — представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «я».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: