Культура как игра Й.Хейзинги

Концепция игровой культуры наиболее законченно выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872-1945) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже «играют»), игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах. Й. Хейзинги в своей книги показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. «Игра-состязание как импульс, более старый чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой...Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра»[4]

Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: