В конкурентных вида деятельности (спорте, войне) при одинаковой способности выстраивать поведение выигрывает тот, кто быстрее проходит все четыре стадии.
Цикл: наблюдать текущую ситуацию и действия вероятного противника; быстро связывать это со своим опытом и так же быстро вычислять НОРД противника; мгновенно проверять в голове несколько вариантов и выбирать лучший из доступных; умело воплощать поведенческий проект в действия; снова и снова.
Повышает шансы на победу знание когнитивных схем, алгоритмов ориентации противника — позволяет производить непредвиденные, неудобные для него изменения среды. Отличный противник сразу меняет способ ориентации каждый раз, когда замечает, что его вычислили.
В обратную сторону
На любом этапе цикла может произойти возврат назад.
Нечего наблюдать — делай ещё что-нибудь. Затруднения в ориентации — наблюдай больше информации. Все решения провальные — меняй способ ориентации. Не действуешь — попробуй ещё экспериментировать с решениями.
|
|
Остановка по решению конкретной задачи часто заключаются в том, что шаг ориентации переходит обратно к наблюдению и зависанию в нем: бесконечный анализ приводит к отсутствию решений и действия. Это происходит из-за того, что современный мир стал во много раз сложнее и динамичнее, а простым эффективным методам ориентации в общественных институтах не учат (этим и пользуются всякие «духовные» люди и «тренинг центры»).
Коучинг цикла
Коуч может прояснить на каком этапе клиент застрял и сфокусироваться на его прохождении. Он может понять тип научения клиента и помочь тому в ускорении прохождения самого слабого этапа.
Дивергенция — генерация идей; наблюдения — воспринять.
внимание — принятие, открытость, различение
o что я видел-слышал-чувствовал?
o что делали те люди у которых получилось?
o какие выгоды и потери?
o сколько информации будет достаточно?
o какая нужна детализация/обобщение? быстрее или медленнее?
o какие мои убеждения создают «слепые пятна» восприятия и что в них может прятаться?
o как я законспектирую самое нужное?
Индукция/описание (изучить и структурировать)
интерес — любопытство
o как это связанно с уже известным мне? на что это похоже?
o как, в какой последовательности происходит?
o это модель чего, из какой парадигмы? какие проблемы решает?
o могу построить карту, алгоритм/диаграмму?