Ситуацией

К структурным методам управления конфликтной ситуацией относятся:

1. Разъяснение требований к работе.

Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие ре­зультаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставля­ет и кто получает различную информацию, система полномо­чий и ответственности, а также четко определены политика, про­цедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти воп­росы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поня­ли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

2. Координационные и интеграционные механизмы.

Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых рас­пространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно от­мечал М. Вебер и представители административной школы, уста­новление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют раз­ногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, об­ратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерар­хии для управления конфликтной ситуацией, так как под­чиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчи­няться. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, ис­пользование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункцнональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. На­пример, компания, где назрел конфликт между взаимозависи­мыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объемы заказов и продаж. Эта служ­ба осуществляла связь между отделом сбыта и производством и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка произ­водственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

3. Общеорганизационные комплексные методы.

Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуа­цией. Эффективное осуществление этих целей требует совмест­ных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели, — направить уси­лия всех участников на достижение общей цели.

Например, если три смены производственного отдела конф­ликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным об­разом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятству­ющие всей организации, а не только их собственной функцио­нальной области.

4. Структура системы вознаграждений.

Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение лю­дей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или по­вышением по службе. Не менее важно, чтобы система возна­граждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем полу­чения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности большие скид­ки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании. Или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кре­дитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, от­дел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.

Подводя итог, заметим, что систематическое скоординиро­ванное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных це­лей, помогает людям понять, как им следует поступать в конф­ликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руко­водства.

1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

Приведите определение понятия «управление конфликтом».

Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?

Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предуп­реждение конфликта».

Что следует понимать под регулированием конфликта?

Перечислите этапы регулирования конфликта.

Перечислите важнейшие технологии регулирования конфлик­та.

Что следует понимать под разрешением конфликта?

Перечислите предпосылки разрешения конфликта.

Перечислите принципы управления конфликтами.

Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

Назовите структурные методы управления конфликтной ситуацией. Приведите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: