Право на бесплатную юридическую помощь

Рассмотрим право на бесплатную юридическую помощь наиболее подробно как один из видов юридической помощи, представленный в вышеназванной классификации.

Кроме актов национального законодательства, право на получение бесплатной юридической помощи предусмотрено и в таких международных актах, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 г., Основные положения, касающиеся роли юристов от 27 августа – 7 сентября 1990 г. и другие.

Право на получение юридической помощи в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне и, как уже отмечалось ранее, в основном реализуется адвокатурой. Оказание бесплатной помощи позволяет обеспечить доступность юридической помощи и способствует реализации положений статьи 62 Конституции Республики Беларусь.

Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрена возможность оказания юридической помощи гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства за счет средств территориальных коллегий адвокатов, а также республиканского и (или) местного бюджета [4].

По сравнению с ранее действующим законом Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. № 2406-XII новым законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» введены дополнительные категории граждан, получающих бесплатную юридическую помощь, и включены категории, предусмотренные другими законодательными актами.

Так, юридическая помощь за счет средств коллегий адвокатов оказывается:

- истцам – в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;

- ветеранам Великой Отечественной войны – при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

- гражданам – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

- инвалидам I и II группы – при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;

- несовершеннолетним – в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) – в интересах детей [4].

Оказание бесплатной юридической помощи несовершеннолетним также предусматривается статьей 13 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 № 2570-XII «О правах ребенка».

Иным категориям граждан юридическая помощь за счет средств коллегий адвокатов будет оказываться по решению коллегии адвокатов.

Пунктом 2 статьи 28 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрено оказание юридической помощи за счет средств республиканского бюджета по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми, а в случае недостижения ими четырнадцатилетнего возраста - их законным представителям, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма. Данные виды помощи предусматривались Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2009 № 1458 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате акта терроризма».

Оказание такой помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, законодательством стран СНГ не предусмотрено [27].

Территориальная коллегия адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи за счет средств коллегии адвокатов, а также распределяет затраты на ее оказание между адвокатами юридических консультаций, адвокатских бюро, а также адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально [4].

В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» юридическая помощь подозреваемому или обвиняемому оказывается за счет средств местного бюджета в случае участия адвоката в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс.

Порядок возмещения расходов на оплату труда адвоката за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов определяется Советом Министров Республики Беларусь [4].

Также необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Президиума Республиканской коллегии адвокатов от 20 сентября 2000 года «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи» коллегии адвокатов оказывают бесплатную юридическую помощь при даче консультаций по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также не требующим ознакомления с делом, следующим категориям граждан:

- участникам Великой Отечественной войны;

- военнослужащим срочной службы;

- гражданам, не достигшим 18 лет [28].

Постановление Президиума Республиканской коллегии адвокатов от 28 декабря 2004 года «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи» коллегии адвокатов оказывают бесплатную юридическую помощь:

- при даче консультаций гражданам, не согласным с решением избирательной комиссии по вопросам о неправильности в списках избирателей;

- истцам в судах первой инстанции при ведении дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца [29].

Необходимо отметить, что коллегии адвокатов оказывают бесплатную помощь малоимущим гражданам в дни, приуроченные праздничным событиям. Так, в соответствии с Постановлением Совета Республиканской коллегии адвокатов от 27 февраля 2014 года №05/02 на 2014 год установлены следующие даты приема малоимущих граждан бесплатно:

- 14 марта – по случаю Дня Конституции Республика Беларусь;

- 26 июня – по случаю Дня образования адвокатуры Республики Беларусь;

- 1 октября – по случаю Дня пожилого человека;

- 5 декабря – по случаю Дня юриста [30].

Наличие в законодательстве категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, говорит о том, что государство стремится защитить социально уязвимые слои населения, то есть является социальным государством.

В Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № р-657/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на необходимость обеспечения доступности каждому юридической помощи, вытекающую из части первой статьи 62 Конституции Республики Беларусь, на реализацию которой направлен данный Закон. Одним из аспектов доступности представляется возможность установления справедливого размера оплаты юридической помощи, который действительно позволял бы обратиться за юридической помощью каждому, кто в ней нуждается, и, следовательно, реально осуществить конституционное право на юридическую помощь. На практике должен быть соблюден баланс между гарантированностью предоставления квалифицированной юридической помощи и свободой договорного определения размера ее оплаты в рамках гражданско-правовых отношений исходя из необходимости дифференцирования оплаты в связи со сложностью дела, объемом оказываемых услуг, срочностью дела и др. [31].

Кроме адвокатов бесплатную юридическую помощь оказывают также и нотариусы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013г. №1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» (далее – Постановление №1145) содержит перечень лиц и нотариальных действий, по которым нотариус оказывает данным лицам юридическую помощь бесплатно.

Так, освобождены от уплаты нотариального тарифа:

а) инвалиды и участники Великой Отечественной войны – за удостоверение от их имени односторонних сделок, свидетельствование копий (выписок) документов, выданных на их имя, удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

б) Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств – за свидетельствование верности копий документов о ранении и болезни, связанной с ранением, а также копий (выписок) документов по делам о предоставлении льгот;

в) физические лица за выдачу им свидетельств о праве на наследство на:

1) имущество лиц, погибших при осуществлении служебной деятельности, исполнении служебных обязанностей или выполнении работы, иных государственных или общественных обязанностей либо при выполнении долга гражданина по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

2) жилой дом, квартиру или пай (взнос) в жилищно-строительном кооперативе или иной организации застройщиков, если они являются несовершеннолетними детьми наследодателя или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимися на государственном обеспечении;

3) суммы страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

г) реабилитированные физические лица, члены их семей, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и наследники по закону первой очереди – за все совершаемые для них действия, связанные с реабилитацией и возмещением вреда;

д) инвалиды I и II группы, а также законные представители лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, действующие от их имени и в их интересах, за:

1) выдачу им свидетельств о праве на наследство на жилой дом, квартиру или пай (взнос) в жилищно-строительном кооперативе или иной организации застройщиков, если они постоянно проживали на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, квартире после смерти наследодателя;

2) устную консультацию, не требующую ознакомления с документами, необходимыми для совершения нотариального действия.

Постановление №1145 содержит также перечень лиц, освобожденных на 50% от уплаты нотариального тарифа.

Белорусская нотариальная палата, областные, Минская городская нотариальные палаты вправе освободить полностью или частично от уплаты нотариального тарифа иных лиц [32].

Согласно Закону «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 300-З граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь [33].

Согласно ст.19 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» обращения рассматриваются без взимания платы. Таким образом, обратившись в любой государственный орган, организацию с обращением, граждане, иностранные лица, лица без гражданства реализуют свое право на бесплатную юридическую помощь.

В рамках рассматриваемых выше форм осуществления юридической помощи права на обращение можно отнести к такой форме осуществления юридической помощи как правовая информация.

Деятельность правозащитных общественных объединений также можно выделить среди субъектов оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Рассмотрим законодательство некоторых стан СНГ по вопросу предоставления бесплатной юридической помощи.

В Российской Федерации оказание бесплатной юридической помощи регулируется Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (далее – Федеральный закон). В соответствии с данным законом в Российской Федерации существуют две системы оказания бесплатной юридической помощи: государственная и негосударственная. Участниками государственной системы являются:

- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

- органы управления государственных внебюджетных фондов;

- государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном данным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[34].

Участниками негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, в свою очередь являются:

- юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие).Юридические клиники могут создавать образовательные учреждения высшего профессионального образования;

- негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Негосударственные центры могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты [34].

Федеральный закон содержит ограничение по видам юридической помощи, которые могут предоставляться бесплатно. Так, согласно ст. 6 Федерального закона бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

- составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

- представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Часть 2 данной статьи указывает, что бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах. Таким образом, данный перечень остается открытым, что дает возможность оказывать помощь бесплатно по более широкому спектру вопросов.

Но следует отметить, что оказывать все виды юридической помощи бесплатно могут только государственные юридические бюро и адвокаты. Все остальные участники государственной системы оказывают бесплатно только правовое консультирование в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.

Участники негосударственной системы оказывают бесплатно правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 2 Федерального закона предусматривает оказание бесплатной юридической помощи только гражданам Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства право на такую помощь не имеют. В этой части белорусское законодательство более демократично и направлено на расширение гарантий прав граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан.

В Республике Казахстан вопрос предоставления бесплатной юридической помощи регулирует Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 122-V «О гарантированной государством юридической помощи».

Под гарантированной государством юридической помощью понимается юридическая помощь, оказываемая физическим и юридическим лицам, имеющим право на ее получение, на бесплатной основе [35]. Из определения следует, что данный закон распространяет свое действие не только на граждан, но и на иностранцев, лиц без гражданства. В этой части законодательство Республики Беларусь и Республики Казахстан совпадает.

Согласно ст. 6 вышеназванного закона гарантированная государством юридическая помощь оказывается в виде:

- правового информирования;

- правового консультирования;

- защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях.

К субъектам оказания гарантированной государством юридической помощи относят:

- государственные органы в пределах своей компетенции;

- адвокатами;

- нотариусами;

- частными судебными исполнителями [35].

Адвокаты оказывают гарантированную государством юридическую помощь бесплатно:

- истцам при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;

- истцам и ответчикам, являющимся участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним, военнослужащими срочной службы, инвалидами I и II групп, пенсионерами по возрасту, если рассматриваемый судом спор не связан с предпринимательской деятельностью;

- физическим лицам по вопросам взыскания алиментов, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера[35].

Льготы по оплате нотариальных действий для физических и юридических лиц, предусмотрены Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговым кодексом)». Так, от уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий освобождаются:

- физические лица - за удостоверение их завещаний, договоров дарения имущества в пользу государства;

- физические лица - за выдачу им некоторых свидетельств о праве на наследство;

- участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства - по всем нотариальным действиям;

-оралманы - по всем нотариальным действиям, связанным с приобретением гражданства Республики Казахстан;

- многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiсалқа», - по всем нотариальным действиям;

- физические лица, страдающие хронической душевной болезнью, над которыми учреждена опека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, - за получение свидетельств о наследовании ими имущества;

- союз «Добровольное общество инвалидов Казахстана» (ДОИК), Казахское общество глухих (КОГ), Казахское общество слепых (КОС), а также их производственные предприятия - по всем нотариальным действиям;

- Статья дополнена подпунктом 11 в соответствии с РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2013 г.)дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими восемнадцатилетнего возраста - за выдачу им свидетельств о праве на наследство[36].

От оплаты услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом освобождаются:

- физические и юридические лица, самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению;

См.: Письмо Департамента юстиции г.Астаны от 24 декабря 2012 года № 07-18/3Т-14439 «При самостоятельном изготовлении юридическим лицом копии документов, нотариусом за свидетельствование верности копий одной страницы документа должна взиматься только государственная пошлина»- лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, указанные в вышеназванных пунктах 4,6,7;

- престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты;

- инвалиды 1 и 2 групп;

- пенсионеры по возрасту [35].

Деятельность судебных исполнителей регулируется Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Согласно ст. 119 данного закона до возбуждения исполнительного производства частным судебным исполнителем взыскатель должен внести на текущий счет сумму, необходимую для осуществления исполнительных действий (авансовая сумма). От внесения авансовых сумм, необходимых для осуществления исполнительных действий, освобождаются взыскатели:

- физические лица, представляющие для исполнения исполнительный документ, выданный на основании судебного решения по делу, по которому лицу была предоставлена юридическая помощь бесплатно или оно было освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

- физические лица, представляющие для исполнения исполнительный документ, выданный по вынесенному в уголовном судопроизводстве решению, по которому было удовлетворено требование о возмещении вреда, причиненного преступлением;

- по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов о взыскании алиментов [37].

Таким образом, законодательство Республики Казахстан и Республики Беларусь закрепляет достаточно широкий перечень лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Так, право предоставления бесплатной юридической помощи закреплено как за гражданами, так и за иностранными лицами и лицами без гражданства. В свою очередь в Российской Федерации это право закреплено только за гражданами, что существенно ограничивает права иностранцев и лиц без гражданства.

Проанализировав законодательства вышеназванных стран, отметим, что перечень видов деятельности, которые могут оказываться в рамках гарантированной государством юридической помощи бесплатно в Республике Казахстан, значительно уже, чем перечень видов деятельности закрепленный в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации.

Обратим внимание на то, что в Республике Беларусь нет единого акта, регулирующего предоставление данного вида юридической помощи. Наша страна могла бы позаимствовать положительный опыт рассмотренных государств. Исходя из значимости права на юридическую помощь в системе социальных прав, важным является вопрос о предоставлении бесплатной юридической помощи. В целях урегулирования вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи, считаем необходимым закрепить виды бесплатной помощи, перечень лиц, имеющих право претендовать на такую помощь и субъектов ее оказывающих в едином нормативном правовом акте. Подобный Закон возможен и необходим:

- в целях реализации положений ст. 62 Конституции, которая закрепляет, что в случаях предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств;

- данный Закон может быть рассмотрен как «гарантия права на юридическую помощь»;

- Республика Беларусь как социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости и благополучии своих граждан, поэтому предлагаемый Закон будет иметь большое значение в контексте социальной политики государства;

- с целью преодоления негативного отношения к Республике Беларусь со стороны мирового сообщества в вопросе гарантированности прав и свобод человека.

Таким образом, рассмотрев классификации видов юридической помощи, в Республике Беларусь можно выделить следующие виды: правовое информирование; правовое консультирование; составление юридических документов; юридическое представительство. Данные виды максимально проявляются в деятельности адвоката, поэтому адвокатура занимает ведущее место среди субъектов оказания юридической помощи. Кроме адвокатов к субъектам оказания юридической помощи следует относить нотариусов, общественные объединения, работников юридических служб, инвестиционных агентов, работников риэлтерских и аудиторских организаций и других.

Особенностью права на юридическую помощь является то обстоятельство, что со временем оно приобрело черты социального права (право на бесплатную юридическую помощь). Поэтому важным является вопрос об упорядочении предоставления бесплатной юридической помощи. В этой связи нами предлагается Концепция предполагаемого проекта Закона «О бесплатной юридической помощи» (Приложение А).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: