На базе просмотренной литературы разрабатывается первоначальный вариант плана исследования. План курсовой работы, представленный научному руководителю, определяется темой утвержденной на заседании кафедры. План должен содержать перечень всех частей работы, их полные заглавия с указанием предполагаемого объема и срока выполнения.
После чего составляется структура курсовой работы:
1. Титульный лист. Оформляется по приведенному образцу (Приложение 1.)
2. Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел / глава начинается.
3. Введение. В нем автор обосновывает актуальность темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет, указывает цель, задачи, методы проводимого исследования и описывает структуру работы.
4. Основная часть.
5. Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются выводы и предложения автора, вытекающие из всей работы.
|
|
6. Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
7. Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы курсовой работы, обосновывается актуальность проблемы, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования курсовой работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих разделов или глав курсовой работы. Объём введения не должен превышать 10% от общего объёма курсовой работы, который составляет 30 - на втором, 40 - на третьем курсе страниц.
Актуальность. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе студента. Начинать выбор темы необходимо с определения исследователем наиболее интересующего его предмета из ранее изученных тем, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность - это значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий. Автор работы должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния конфликтологических процессов, которые актуализируют выбор темы и недостаточность ее разработанности в научных исследованиях. Выбор темы и обоснование ее актуальности представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач курсовой работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы.
|
|
Объект и предмет исследования. Объект исследования – это область реальности, на которую направлено внимание исследователя. Предмет исследования – это изучаемая в данной работе сторона объекта. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. На предмет исследования направлено основное внимание студента, т.к. предмет определяет тему курсовой работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи. Например: Тема курсовой работы: «Этнические конфликты в современной России». Объект исследования: этнический конфликт. Предмет конфликта: сущность, содержание, специфика, процесс возникновения, протекания, завершения этнических конфликтов.
Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы студентом. Определение цели не должно выходить за рамки выбранной темы, в тоже время оно не должно быть сужено до одного наиболее важного аспекта темы. Следует стремиться к тому, чтобы формулировки темы, предметы и цели соответствовали друг другу.
Задачи исследования курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.
При характеристике использованных в работе методов во введении необходимо осветить организацию исследования. Если работа носит теоретический характер, важно указать методологическую основу сочинения, ту исследовательскую традицию, в рамках которой выполнена курсовая или выпускная квалификационная работа.
В процессе исследования возможно использование следующей типологии методов:
- общие методы, которые включают в себя логико-эвристические приемы (например, индукция и дедукция, анализ и синтез, определение и классификация, сравнение и аналогия, наблюдение и эксперимент, абстрактно-объяснительная интерпретация, верификация и фальсификация);
- общенаучные методы, которые включают в себя методы, используемые в других дисциплинах (социологические, исторические, математические, статистические методы, институциональный метод).
- специально-научные методы, наработанные в конфликтологии или комбинирование, модификация методов других социальных наук в особый инструментарий, чаще всего используемых при конфликтологическом исследовании (метод ситуационного анализа, ивент-анализ, метод сценариев (сценариотехника), методы экспертных оценок, игровые методы, метод графов и др).
Например, при использовании метода теории игр необходимо обосновать причину автором его выбора: «Применение данного метода позволяет выбрать наилучшие стратегии с учётом представлений ресурсов других участников и их возможных поступков. Данный метод способствует выявлению конфликта в определённой ситуации, а также для разработки вариантов его разрешения или предотвращения». Далее необходимо понятно изложить: каким образом применялся данный метод, какая игра, с кем и сколько раз проводилась, какие результаты были получены.
Если в исследование входит эмпирическая часть, то также необходимо объяснить процедуру сбора данных, характеристики респондентов, принципы формирования выборки, особенности инструментария, методы обработки данных.
Характеризуя методы, необходимо указать, к какому типу исследования относится данная работа: первичному (исследования, предполагающие самостоятельный сбор данных) или вторичному (исследовательская практика, при которой используются данные, собранные не автором курсовой работы, а другими исследователями или какими-либо организациями). В случае проведения первичного исследования следует описать организацию эмпирического исследования, процедуры сбора данных, характеристики обследуемых и процедуры анализа полученных данных. При осуществлении вторичного анализа важно оценить достоверность используемых данных, например, применение официальных статистических данных. Показатели данных рекомендуется выносить в приложение, поскольку они могут затруднить восприятие материала.
|
|
Также необходимо продемонстрировать к какой количественно-качественной категории можно отнести используемые методы.
Основная часть работы состоит из глав (а главы из параграфов) или разделов. Каждая глава (раздел) и каждый параграф в главе должны быть чётко сформулированы, логически связаны друг с другом и отражать содержание темы исследования. При необходимости анализируется эмпирический материал. План и структура работы согласовываются с руководителем по результатам исследования. В конце каждого раздела (главы) должны быть сформулированы выводы, используемые при написании текста. Все положения других авторов, факты, цифровые данные должны подтверждаться ссылками на источники и литературу.
Не следует перегружать текст цитатами. Цитата - это дословная выдержка из какого-либо труда, которая приводится автором научной работы для подтверждения, опровержения, пояснения или для более яркого выражения своей мысли. Каждую цитату следует заключить в кавычки. Если её берут из середины предложения, то после вводных кавычек ставят многоточие. Если же в конце цитаты опущены последние слова из предложения, то также ставят троеточие. Выдача положений других авторов за свои собственные без ссылки на них называется плагиатом и является недопустимым с научной точки зрения.
|
|
Изложение материала по выбранной проблеме должно быть научным, прежде всего, опираться на практические результаты, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, приводя цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.
Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в курсовой работе, должны быть обоснованными ссылкой на исследования ученых и практиков. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.
Каждая рекомендация, данная в курсовой работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.
Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы / главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одного раздела к другому, одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.
Примерное содержание глав курсовой работы
Раздел I. Как правило, первая глава содержит описание проблемы, состояние теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт. В ней определяются методологические подходы к изучаемой проблеме; рассматриваются основные категории, объект и предмет исследования, степень изученности темы, описываются вопросы, не нашедшие или не получившие достаточного освещения в научной литературе, с изложением собственной позиции автора по дискуссионным вопросам.
Раздел II. Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.
Раздел III. Обычно это глава, где приводятся доказательства ранее выдвинутых положений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.
Заключение (или выводы и предложения) должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В нем дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по урегулированию, разрешению, предотвращению конфликтов.
Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям.
Приложение. В приложении могут содержаться копии собранных документов, статистических данных, на основе которых выполнена та или иная курсовая работа; графики, таблицы, диаграммы, другие документы, цифровые данные из справочников, монографий и других научных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы.
Таблица должна занимать не более одной страницы. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. Анализируя таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
Список использованной литературы составляется в строгой последовательности, начиная с нормативно-правовых актов (если имеются), далее приводится список научной литературы в алфавитном порядке.
Текст курсовой работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, т.е. вычитать. Окончательный вариант работы должен быть представлен в бумажном переплетенном виде, а также на информационном носителе.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при написании курсовых работ:
1. Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.
2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.
3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.
4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.
5. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов как по разделам / главам, так и в целом по работе.