double arrow

Средняя ставка повышается Средняя ставка Средняя ставка остается

По мере возрастания понижается по мере неизменной независимо

Дохода возрастания дохода от величины дохода

Рис.9.3. Основные элементы налога

или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Налоговая система любой страны включает разные виды налогов, которые классифицируются следующим образом:

1. По объекту налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы физических и юридических лиц и на имущество. К ним относится налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог. Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Они перечисляются в налоговые органы предприятиями и фирмами, а фактически их оплачивает потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. По характеру объекта налогообложения налоги бывают на доходы, на прибыль, на имущество и т.д.

3. По соотношению между ставкой налога и доходом налоги бывают:

· прогрессивные, при которых ставка повышается по мере возрастания дохода;

· регрессивные, при которых ставка понижается по мере возрастания дохода;

· пропорциональные, при которых ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.

4. В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают в государственный бюджет и используются для общегосударственных нужд. Специальные имеют строго целевое назначение.

5. В соответствии с тем, кто является плательщиком налога, различают налоги с физических и юридических лиц.

Кроме того, различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы госбюджета, а местные поступают в региональные и городские бюджеты.

Налоговые системы разных государств имеют различную структуру. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в доходах госбюджета велика доля прямых налогов, в странах с развивающейся рыночной экономикой, наоборот, значителен удельный вес косвенных налогов.

В Беларуси новая, ориентированная на рынок, система налогообложения была введена в действие в соответствии с Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» в 1992 г. За прошедшее с тех пор время она неоднократно совершенствовалась: изменялись некоторые налоги, налоговые ставки, налоговые льготы и т.д. Однако основные виды налогов остались неизменными. Так, в настоящее время действуют следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и доходы, налог на недвижимость, подоходный налог с граждан, экологический налог, земельный налог и др. В налоговых поступлениях в госбюджет преобладают косвенные налоги, а это свидетельствует о том, что налоговая система Республики Беларусь выполняет в большей мере фискальную, нежели стимулирующую функцию.

Между величиной налоговых поступлений в госбюджет и размером налоговых ставок существует зависимость, которая графически изображается в виде кривой, получившей имя американского экономиста А. Лаффера, анализировавшего эту зависимость (рис.9.4).

Согласно кривой Лаффера ставка налога r0, равная 50% (точка М) является оптимальной. При такой ставке налога достигается максимальная сумма налоговых поступлений (R0). При более высокой ставке налога r1 (точка N) резко снижается деловая активность предприятий (фирм) и работников, доходы начинают перетекать в «теневую» экономику, а налоговые поступления в бюджет заметно сокращаются до R1. При ставке, равной 100%, государство ничего не получит, так как никто не будет заинтересован работать.

Ставка налога

100%

r1 N

50% M

r0

 
 


0

R1 R0 Налоговые поступления

Рис. 9.4. Кривая Лаффера

9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку

С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.

Фискальная политика – это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с помощью государственных расходов и налогов. По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада производства для его оживления путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, для чего прибегают к сокращению правительственных расходов и увеличению налогов.

По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику, или политику встроенных стабилизаторов. В основе автоматической фискальной политики лежит механизм встроенных стабилизаторов, под которыми понимаются меры, заставляющие экономику работать в режиме саморегулирования.

Встроенные стабилизаторы автоматически реагируют на изменения в экономике без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: автоматические изменения налоговых поступлений, изменение системы пособий по безработице и социальных выплат. Так, в период спада в экономике снижение налогов будет его тормозить, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы преодолеть циклические колебания в экономике. С этой целью государство проводит дискреционную фискальную политику – сознательные, целенаправленные изменения в области государственных расходов и налоговой системе. Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются: уменьшение государственных расходов, изменение налоговых ставок. Увеличение государственных расходов ведет к расширению совокупного спроса, а их уменьшение – к его сокращению. В свою очередь, увеличение налоговых ставок ведет к снижению реальных доходов предприятий, фирм и населения и, следовательно, к сокращению их расходов и совокупного спроса. Снижение налоговых ставок расширяет совокупный спрос.

Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить: проведение сдерживающей фискальной политики, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий проведение действенной фискальной политики.

На протяжении последних лет перед фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила «фискально-защитный» характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социальной защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно – высоких налогов.

В результате возникло явление «усталости» национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно-инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов.

С целью устранения данных недостатков современная фискальная политика в Беларуси предполагает следующее:

· рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;

· создание защиты от двойного налогообложения;

· достижение справедливости в налогообложении;

· принятие мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;

· разграничение республиканских и местных налогов;

· сокращение неэффективных бюджетных расходов;

· использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки;

· использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации (создания сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификации (согласования ставок основных налогов и их видов) налоговых систем в рамках СНГ и ЕС.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Финансы - это экономические отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, с помощью которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.

Финансовый сектор - важнейшая сфера национальной экономики, базирующаяся на системе финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов в соответствии с нуждами национальной экономики.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Государственный бюджет является, таким образом, самым крупным макроэкономическим денежным фондом, который использует правительство страны для финансирования своей деятельности.

Бюджетный дефицит – это состояние государственного бюджета, при котором его расходы превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это состояние государственного бюджета, при котором его доходы превышают его расходы.

Государственный долг - это общая сума задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

Налогообложение - процесс изъятия и присвоения государством заранее определенной и установленной в законодательном порядке части доходов участников национальной экономики в виде налогов.

Налог - это платеж, который подлежит обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства.

Фискальная политика - это комплекс государственных мер по регулированию национальной экономики с помощью государственных расходов и налогов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы принципы построения и структура финансового сектора?

2. Что такое государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг?

3. Чем отличается автоматическая фискальная политика от дискреционной фискальной политики?

4. Каковы основные виды налогов?

5. Какие основные функции выполняют налоги?

6. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Если правительство предполагает повысить уровень реального ВВП, оно может:

а) снизить налоги;

б) снизить государственные закупки товаров и услуг;

в) снизить уровень бюджетного дефицита;

г) верны ответы а) и г).

2. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумму активов государства превышают размеры его обязательств;

б) сумма расходов государства превышает доходы;

в) расходы государства уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы.

3. Правительственная политика в области государственных расхо- дов и налогообложения называется:

а) политикой, основанной на количественной теории денег;

б) монетарной политикой;

в) деловым циклом;

г) фискальной политикой;

д) политикой распределения доходов.

4. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на наследство;

в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

г) налог на добавленную стоимость;

д) таможенные пошлины;

е) налог на имущество;

ж) социальные взносы;

з) налог на операции с ценными бумагами;

и) налог на прибыль компаний;

к) налог на личные доходы.

5. Назовите в порядке значимости четыре главных статьи расходов государственного бюджета из перечисленных ниже:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование;

д) оборона;

е) затраты на хозяйственные нужды;

ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

6. Какие из перечисленных ниже налогов могут быть перенесены на конечного потребителя:

а) акцизы;

б) налоги на наследство и дарения;

в) налог на прибыль компаний;

г) налог на добавленную стоимость;

д) налог на личные доходы;

е) социальные взносы.

7. Финансовый план государства называется:

а) государственным долгом;

б) государственным бюджетом;

в) государственным планированием;

г) налогообложением.

8. Дефицит госбюджета может финансироваться путем:

а) эмиссии денег;

б) размещения государственных ценных бумаг;

в) получения кредита из Международного валютного фонда;

г) все перечисленное верно.

9. Кривая Лаффера показывает связь между:

а) количеством семей (в процентном выражении) и частью дохода (в процентном выражении), получаемой этим количеством семей;

б) размером дефицита госбюджета и темпом инфляции в стране;

в) налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений;

г) размерами теневой экономики и величиной бюджетного дефицита.

Задание 1. ВВП равен 10 млрд. долларов. Сумма налогов составляет 15 % от величины ВВП. Государственные расходы равны 2 млрд. долларов. Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом.

Задание 2. В газете сообщается, что богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. О каком виде налогов идет речь?

Задание 3. Рассчитайте на основе данных таблицы средние налоговые ставки:

Доход, ден. ед. Налог, ден. ед. Средняя налоговая ставка, %
     
     
     
     
     
     

Каким является данный налог?

ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 9

Тесты: 1.- а); 2.- б); 3.- г); 4.- к), ж), г), и); 5.- д), е), ж), г); 6.- а), г); 7.- б); 8.- г); 9.- в).

Задание 1. Дефицит государственного бюджета составит 500 млн. долларов.

Задание 2. Речь идет о прогрессивном налоге.

Задание 3.

Доход, ден. ед. Налог, ден.ед. Средняя налоговая ставка, %
    -
     
     
     
     
     

Данный налог является прогрессивным, потому что средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

Тема 10. Денежный рынок. Денежно-кредитная система

Цель темы – охарактеризовать механизм современного денежного обращения и функционирования денежного рынка, раскрыть суть денежно-кредитных отношений, выявить место и роль банковской системы в национальной экономике, показать регулирующее воздействие инструментов монетарной политики на развитие макроэкономических процессов.

План темы

10.1. Современное денежное обращение и денежный рынок.

10.2 Кредит и современная кредитная система государства.

10.3. Банковская система и ее структура. Основные функции и операции банков.

10.4. Монетарная (денежно-кредитная) политика и ее инструменты. Основные направления монетарной политики в Республике Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: