Традиции и инновации в развитии современного образования

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


НОВИКОВА Т.Г.,д.п.н., профессор,

зав. кафедрой развития образовательных систем

АПКиППРО

Модернизационные процессы, осуществляемые в мировых образовательных системах, вызванные объективными потребностями развития общества и связанные с переоценкой ценностных оснований, вызывают необходимость обращения к вопросу соотношения традиционного и инновационного. Рассматривая вопросы инновационной деятельно­сти в образовании, следует обратиться к проблеме традиции, поскольку она стала одной из ключевых в споре о путях развития человечества, о том, что нужно ему оставить в прошлом и на что ориентиро­ваться в будущем. Через понятия «традиция» и «традиционное» людям удавалось долгое время выражать свое смутное и полубессознательное отношение к отвергнутому прошлому и к тому, что в прошлом считалось незыблемым и неприкосно­венным. Анализируя традиции и новаций, Дж. Бер-нал отметил, что «сознательно или бессознательно ученые обязательно руководствуются опытом, по­черпнутым из общего фонда человеческой культу­ры. Когда это происходит бессознательно, такая зависимость традиции будет слепой и приведет лишь к повторению опыта, более ранних попыток и решений, которые в силу изменившихся обстоя­тельств стали бесполезными. Если это делается сознательно, такое применение традиции должно повлечь за собой более глубокое знание. Необхо­димо изучать прошлое для достижения возможнос­ти понимания настоящего и управления будущим» [13, 22].

Изучение традиций является необходимым этапом целенаправленного изменения действитель­ности. Но, несмотря на возрастающий исследова­тельский интерес к этой проблеме в философско-педагогической литературе (В.В. Аверьянов, М.В. Богуславский, И.А. Барсегян, А.П. Бесшапош-никова, Р.Б. Вендровская, А.Г. Козлова, Г.Б. Корне­тов, А.Н. Шевелев, Н.В. Соколов, СИ. Редженова, Т.А. Поцукова), а также в культурологических и ис­торических исследованиях (А.Н. Антонов, Ю.В. Бром-лей, Е.Т. Бородин, В.Б. Власов, И.В. Данилова, В.В. Ильин, К. Мангейм, Ортега-и-Гассет, Ж. Дер-рида, М. Фуко, У. Эко), до сих пор не разработана целостная концепция, раскрывающая сущность данного феномена в педагогической науке. Также не разработанным является рассматриваемый нами вопрос о соотношении традиций и инноваций в образовании. Необходимо в связи с этим выявить сущность каждого из понятий и их возможную взаи­мосвязь и взаимозависимость.


В.В. Аверьянов, обращаясь к вопросу традиции, раскрывает три ее аспекта: а) традиция как порядок, б) традиция как процесс, в) полная традиция [1]. Прежде всего, отмечает исследователь, традицию следует определить как порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержания. Содержа­нием наследования в духовной культуре выступают смысл, ценностные установки, то, что называют «духом культуры», ее внутренней сущностью. Тра­диция выполняет в культуре функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способ­ность сопротивляемости разложению смысла. В связи с этим традиция не может быть сведена к частному мнению, но только к надындивидуальной вере и убеждению. Традиция не является чем-то аб­страктным, неуловимым, она всегда есть конкрет­ный порядок: модель, образец, ценностный, духов­но-эмоциональный, символический «стереотип».

Полная традиция включает в себя помимо соб­ственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования): разработан­ную систему моделей наследования, обеспечиваю­щую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели; мировоззрение, то есть систему пред­ставлений, поддерживающих традицию интеллекту­ально, в том числе идеологически; институты и орга­низации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, например: систему воспитания, систему образования, сис­тему рекрутирования и инициации восприемников традиции.

Многие исследователи акцентируют внимание на социальных аспектах изучения традиций, пони­мая их как определенную форму общественных от­ношений (В.Д. Плахов, К.М. Сушков и др.). В после­днее время все более широкое распространение получает деятельностный подход к анализу тради­ции (П.Д. Тищенко, В.В. Силивестров, И.А. Барсе­гян, М. Полани, В.Б. Власов и др.). Авторы, посвя­тившие свои работы непосредственно анализу роли традиции в науке, рассматривают ее содержание, закономерности развития, функции в познаватель­ной деятельности в целом и научной в частности (А.И. Антонов, И.Т. Касавин, СИ. Редженова, А.П. Огурцов).

Традиция в онтологическом смысле - это не со­хранение или изменение, а нечто постоянное внутри перемен, константное в развитии, абсолют­ное в относительном, вечное во временном. Это тот фундамент, на котором «формуется» новое в педа­гогике. Это идеи, подходы, методы, технологии, т.е. комплекс элементов, которые несут в себе прогрес­сивное начало, позволяющее в изменяющихся ус­ловиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи обучения, воспитания, образования; которые включают в себя процесс становления нового под­хода, стиля мышления и т.д. [10].

«Понимаем ли мы свою зависимость от традиции и возможное будущее, которое она нам предначер-тывает... - задается вопросом крупный западный




Научно-методический журнал



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: