мыслитель Г.-Г. Гадамер. - Конечно, традиция не просто сохранение, а передача, переложение. Она предполагает, что ничто не остается неизменным, законсервированным, а господствует стремление понять и выразить старое по-новому. Так и слово «переложение» может быть использовано для обозначения перевода. Феномен перевода, может служить моделью того, чем в действительности является традиция. То, что было застывшим языком литературного произведения, необходимо превратить в свой собственный язык». Возникает вопрос: не облегчилась бы задача интерпретации текстов собственной традиции, если бы акцент ставился не на «переложении» родного языка на современный, а на воспитании человека в духе родного языка? [15, 60]
Обучение в своей концептуальной форме предполагает два одинаково значимых обстоятельства: знакомство с прошлым и умение мыслить творчески, а значит, превзойти прошлое. При этом каждый из этих факторов имеет существенное значение. Без знакомства с прошлым, с тем, что накопило человечество по тому или иному вопросу, человек не сможет понять свое место в мире, не будет знать, каким образом формировалась культура, в чем проявляются духовные силы народа. Именно знание опыта, накопленного предыдущими поколениями, характеризует укорененность человека в той или иной культуре. Такое знание оказывает решающее влияние на формирующееся мировоззрение, отношение к ценностям своей страны [8, 470].
|
|
Проблема традиций чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гуманитарных знаний, в том числе и образования. Эта особенность представляется важной при рассмотрении связи традиции с общекультурными явлениями, так как проявляясь, традиция испытывает влияние социокультурной среды. Признавая важность диалога будущего с прошлым в культуре, Ю.М. Лотман говорил: «В подлинной культуре ничего не умирает... Будущее - это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей». Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, сказываются на глубинных структурах культуры [11].
Э.С. Маркарян определяет культурную традицию как специфический для общества селективный стабилизирующий, гомеостатический механизм, который благодаря стереотипизации социально-организованного опыта и его пространственно-временной трансмиссии воспроизводит прошедший испытание способ человеческого существования [7, 184].
СИ. Редженова отмечает, что культурная традиция возникает как естественно-исторический механизм воспроизводства и регуляции системы социальной жизнедеятельности людей еще в их генезисе. Последующее ее функционирование обеспечивает стабилизацию сложившихся форм общественной жизни [10, 29].
|
|
Значение культурной традиции для образования определяется, во-первых, тем, что отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли
практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Во-вторых, она формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и образования. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она задает общую направленность педагогическим стереотипам.
Э.С. Маркарян по поводу трактовки культурной традиции писал: «...это специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества» [7, 184]. Культурная традиция сопровождает человечество на протяжении всей истории и представлена в конкретных исторически переходящих формах, т.е. «традиция не есть неподвижная статуя, она живая и растет подобно могучему потоку», тем самым «является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатством» [3, 10-11]. Здесь важно подчеркнуть, что традиция -живой феномен, который требуется изучать, на который необходимо опираться при создании или введении нового в социальную практику. Взаимодействие традиции с культурой, проявление традиции в жизни общества посредством культуры - эта особенность традиции дает возможность утверждать, что в процессе исчезновения культурного наследия одного поколения знание и сохранение его является проблемой для последующего поколения, то же касается и образования. Небрежное отношение к прежним традициям, отказ от учета педагогического опыта предшествующих поколений неизбежно приведет к ошибкам, рискам, неудачам и подчас неожиданным трудностям.
В различные исторические эпохи становление новых образовательных структур невозможно вне действия культурных традиций, которые являются основой для воспроизводства системы образования. Педагогическая традиция непрерывно обогащается с развитием общественно-исторической практики, поскольку усложнение и развитие социальной системы влечет за собой в качестве необходимого условия воспроизведение, сохранение, приращение накопленного педагогического опыта. Именно педагогический опыт предыдущих поколений и ориентация на воспитание будущих выступают в педагогической традиции как количественные модификации настоящего.
Жизнеспособность традиций в образовании зависит от дальнейшего развития ее последующими поколениями, которые ее принимают и развивают либо переводят в разряд консервативных явлений. В этом проявляется еще одна особенность традиции - массовое воспроизводство культурного наследия в современных структурах деятельности.