Система повышения квалификации


мыслитель Г.-Г. Гадамер. - Конечно, традиция не просто сохранение, а передача, переложение. Она предполагает, что ничто не остается неизменным, законсервированным, а господствует стремление понять и выразить старое по-новому. Так и слово «переложение» может быть использовано для обо­значения перевода. Феномен перевода, может служить моделью того, чем в действительности яв­ляется традиция. То, что было застывшим языком ли­тературного произведения, необходимо превратить в свой собственный язык». Возникает вопрос: не об­легчилась бы задача интерпретации текстов соб­ственной традиции, если бы акцент ставился не на «переложении» родного языка на современный, а на воспитании человека в духе родного языка? [15, 60]

Обучение в своей концептуальной форме пред­полагает два одинаково значимых обстоятельства: знакомство с прошлым и умение мыслить творче­ски, а значит, превзойти прошлое. При этом каж­дый из этих факторов имеет существенное значе­ние. Без знакомства с прошлым, с тем, что накопило человечество по тому или иному вопросу, человек не сможет понять свое место в мире, не будет знать, каким образом формировалась культура, в чем про­являются духовные силы народа. Именно знание опыта, накопленного предыдущими поколениями, характеризует укорененность человека в той или иной культуре. Такое знание оказывает решающее влияние на формирующееся мировоззрение, отно­шение к ценностям своей страны [8, 470].

Проблема традиций чрезвычайно многоаспект­на в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гумани­тарных знаний, в том числе и образования. Эта осо­бенность представляется важной при рассмотрении связи традиции с общекультурными явлениями, так как проявляясь, традиция испытывает влияние со­циокультурной среды. Признавая важность диалога будущего с прошлым в культуре, Ю.М. Лотман го­ворил: «В подлинной культуре ничего не умирает... Будущее - это гармония человеческих усилий, ин­тересов, возможностей». Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, сказывают­ся на глубинных структурах культуры [11].

Э.С. Маркарян определяет культурную традицию как специфический для общества селективный ста­билизирующий, гомеостатический механизм, кото­рый благодаря стереотипизации социально-органи­зованного опыта и его пространственно-временной трансмиссии воспроизводит прошедший испытание способ человеческого существования [7, 184].

СИ. Редженова отмечает, что культурная тради­ция возникает как естественно-исторический меха­низм воспроизводства и регуляции системы соци­альной жизнедеятельности людей еще в их генезисе. Последующее ее функционирование обеспечивает стабилизацию сложившихся форм общественной жизни [10, 29].

Значение культурной традиции для образования определяется, во-первых, тем, что отражает ценно­стные установки, сложившиеся в обществе на оп­ределенном этапе его развития, которые прошли


практическую апробацию, что гарантирует отделе­ние утопических проектов от реализуемых. Во-вто­рых, она формирует духовную сферу, в которой про­исходит функционирование социальных процессов, в том числе и образования. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она за­дает общую направленность педагогическим стерео­типам.

Э.С. Маркарян по поводу трактовки культурной традиции писал: «...это специфический механизм, во многом задающий общую направленность обще­ственного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря ко­торым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества» [7, 184]. Культур­ная традиция сопровождает человечество на про­тяжении всей истории и представлена в конкретных исторически переходящих формах, т.е. «традиция не есть неподвижная статуя, она живая и растет подобно могучему потоку», тем самым «является душой каждого последующего поколения, его духов­ной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатством» [3, 10-11]. Здесь важно подчеркнуть, что традиция -живой феномен, который требуется изучать, на ко­торый необходимо опираться при создании или вве­дении нового в социальную практику. Взаимодей­ствие традиции с культурой, проявление традиции в жизни общества посредством культуры - эта осо­бенность традиции дает возможность утверждать, что в процессе исчезновения культурного наследия одного поколения знание и сохранение его являет­ся проблемой для последующего поколения, то же касается и образования. Небрежное отношение к прежним традициям, отказ от учета педагогиче­ского опыта предшествующих поколений неизбеж­но приведет к ошибкам, рискам, неудачам и подчас неожиданным трудностям.

В различные исторические эпохи становление новых образовательных структур невозможно вне действия культурных традиций, которые являются основой для воспроизводства системы образова­ния. Педагогическая традиция непрерывно обога­щается с развитием общественно-исторической практики, поскольку усложнение и развитие соци­альной системы влечет за собой в качестве необхо­димого условия воспроизведение, сохранение, приращение накопленного педагогического опыта. Именно педагогический опыт предыдущих поколе­ний и ориентация на воспитание будущих выступа­ют в педагогической традиции как количественные модификации настоящего.

Жизнеспособность традиций в образовании за­висит от дальнейшего развития ее последующими поколениями, которые ее принимают и развивают либо переводят в разряд консервативных явлений. В этом проявляется еще одна особенность тради­ции - массовое воспроизводство культурного наследия в современных структурах деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: