Закон единства анализа и синтеза — процессы разделения, специализации, дифференциации необходимо дополняются противоположными процессами соединения, кооперации, интеграции.
Определим основные понятия:
— анализ — это разделение целого на части, представление сложного в виде совокупности простых составляющих;
— синтез — это мысленное или реальное соединение простых составляющих объекта в единое целое.
Рассмотрим взаимосвязь между анализом и синтезом на примере процесса познания. Различают два подхода к процессу познания: традиционный и системный. Традиционный подход предполагает следующие стадии:
1.Разложение на части объекта, который предстоит изучить. Это, согласно определению, анализ.
2.Объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдельности.
3.Объединение этих объяснений в объяснение поведения целого
объекта. Это, согласно определению, синтез.
Такой подход широко используют при изучении флоры, фауны, социальных организаций и т.д. Например, изучение животного мира какого-либо региона предполагает разделение его на классы, виды
|
|
и подвиды, изучение строения тела и функционирования организма особей каждого класса и вида, а также поведения их в природе. Полученные выводы распространяют на всех особей определенного вида, а затем на основе совокупной информации формируют общую картину животного мира региона.
Системный подход к процессу познания включает следующие стадии:
1) определение целого, частью которого является интересующий нас объект. Согласно определению эта стадия является синтезом, так как по одному интересующему нас объекту мы достраиваем систему в целом;
2) объяснение поведения или свойств целого;
3) объяснение поведения или свойств интересующего нас объекта с точки зрения его роли в целом, частью которого он является.
Иначе говоря, при системном подходе свойства системы определяются включением изучаемой системы в систему более высокого порядка. Простейшим примером может служить следующая хорошо знакомая всем ситуация. Родители, интересуясь друзьями своих детей, спрашивают, чем они занимаются в жизни, кто их родители. Таким образом, они пытаются определить, к какому социальному слою относятся друзья и, соответственно, каковы могут быть их социальные ценности и направленность действий.
Обобщая указанное, можно отметить, что любой подход к процессу познания предполагает стадии анализа и синтеза, так как анализ и синтез как самостоятельные способы познания имеют ограниченный характер. Действительно, анализ как способ познания основан на делимости системы, которая в свою очередь обусловлена структурой системы. Однако при разделении система теряет свои существенные свойства, поэтому систему нельзя понять посредством анализа.
|
|
Задача синтеза — построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы ее функции. Таким образом, анализ сконцентрирован на структуре, а синтез — на функциях системы, он открывает, почему она действует именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез — понимание.
Анализ и синтез взаимосвязаны и в других процессах. В металлургии получение сплава является синтезом, а его качество определяют путем анализа химического состава. Процесс переработки нефти включает разрушение сложных органических молекул с образованием активных радикалов, которые затем соединяются, образуя различные нефтепродукты.
Развитие наук также сочетает стадии анализа и синтеза. Известно, что первичной наукой в истории человечества была философия, из которой по мере накопления знаний выделились самостоятельные узкие науки. В последующем синтетичность мышления человека привела к возникновению новых обобщенных наук, возникших на стыке ранее самостоятельных наук, в том числе биофизика, биохимия, политология, менеджмент, кибернетика и т.д.
Взаимосвязь анализа и синтеза проявляется также при разработке нового продукта методом обратного проектирования, который часто используется в конкурентной борьбе. Метод сводится к покупке и полной разборке нового продукта конкурента (анализ), чтобы затем воспроизвести примененный конкурентом технический прием и использовать его в производстве своей продукции (синтез). Широко известно, что таким способом не пренебрегают даже крупные известные компании. Например, при разработке автомобиля марки «Мустанг» компания «Форд Мотор» использовала разработки фирмы «Мерседес-Бенц».
Взаимосвязь анализа и синтеза обнаруживается и в управленческой практике. Например, для разрешения конфликта в организации необходимо сначала изучить позиции и претензии каждой стороны (анализ), определить цель решения конфликта и найти подходящий способ его разрешения (синтез).
Аналогично процесс построения структуры организации предполагает следующие этапы:
—определение целей организации;
—формулирование производных целей и планов (анализ);
—определение и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления (анализ);
—группировка видов деятельности по подразделениям (синтез);
—наделение руководителей подразделений соответствующими полномочиями, т.е. правами;
—увязывание всех подразделений в единый механизм (синтез).