Закон единства анализа и синтеза

Закон единства анализа и синтеза — процессы разделения, спе­циализации, дифференциации необходимо дополняются противопо­ложными процессами соединения, кооперации, интеграции.

Определим основные понятия:

анализ — это разделение целого на части, представление слож­ного в виде совокупности простых составляющих;

синтез — это мысленное или реальное соединение простых составляющих объекта в единое целое.

Рассмотрим взаимосвязь между анализом и синтезом на примере процесса познания. Различают два подхода к процессу познания: тра­диционный и системный. Традиционный подход предполагает следу­ющие стадии:

1.Разложение на части объекта, который предстоит изучить. Это, согласно определению, анализ.

2.Объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдель­ности.

3.Объединение этих объяснений в объяснение поведения целого

объекта. Это, согласно определению, синтез.

Такой подход широко используют при изучении флоры, фауны, социальных организаций и т.д. Например, изучение животного мира какого-либо региона предполагает разделение его на классы, виды

и подвиды, изучение строения тела и функционирования организма особей каждого класса и вида, а также поведения их в природе. Полу­ченные выводы распространяют на всех особей определенного вида, а затем на основе совокупной информации формируют общую карти­ну животного мира региона.

Системный подход к процессу познания включает следующие стадии:

1) определение целого, частью которого является интересующий нас объект. Согласно определению эта стадия является синте­зом, так как по одному интересующему нас объекту мы дос­траиваем систему в целом;

2) объяснение поведения или свойств целого;

3) объяснение поведения или свойств интересующего нас объекта с точки зрения его роли в целом, частью которого он является.

Иначе говоря, при системном подходе свойства системы опреде­ляются включением изучаемой системы в систему более высокого по­рядка. Простейшим примером может служить следующая хорошо зна­комая всем ситуация. Родители, интересуясь друзьями своих детей, спрашивают, чем они занимаются в жизни, кто их родители. Таким образом, они пытаются определить, к какому социальному слою отно­сятся друзья и, соответственно, каковы могут быть их социальные цен­ности и направленность действий.

Обобщая указанное, можно отметить, что любой подход к про­цессу познания предполагает стадии анализа и синтеза, так как анализ и синтез как самостоятельные способы познания имеют ограниченный характер. Действительно, анализ как способ познания основан на дели­мости системы, которая в свою очередь обусловлена структурой сис­темы. Однако при разделении система теряет свои существенные свойства, поэтому систему нельзя понять посредством анализа.

Задача синтеза — построить такую структуру системы, при кото­рой наилучшим образом будут реализованы ее функции. Таким обра­зом, анализ сконцентрирован на структуре, а синтез — на функциях системы, он открывает, почему она действует именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез — понимание.

Анализ и синтез взаимосвязаны и в других процессах. В метал­лургии получение сплава является синтезом, а его качество определя­ют путем анализа химического состава. Процесс переработки нефти включает разрушение сложных органических молекул с образовани­ем активных радикалов, которые затем соединяются, образуя различ­ные нефтепродукты.

Развитие наук также сочетает стадии анализа и синтеза. Извест­но, что первичной наукой в истории человечества была философия, из которой по мере накопления знаний выделились самостоятельные уз­кие науки. В последующем синтетичность мышления человека привела к возникновению новых обобщенных наук, возникших на стыке ранее самостоятельных наук, в том числе биофизика, биохимия, политоло­гия, менеджмент, кибернетика и т.д.

Взаимосвязь анализа и синтеза проявляется также при разработ­ке нового продукта методом обратного проектирования, который часто используется в конкурентной борьбе. Метод сводится к покупке и пол­ной разборке нового продукта конкурента (анализ), чтобы затем вос­произвести примененный конкурентом технический прием и исполь­зовать его в производстве своей продукции (синтез). Широко известно, что таким способом не пренебрегают даже крупные известные компа­нии. Например, при разработке автомобиля марки «Мустанг» компа­ния «Форд Мотор» использовала разработки фирмы «Мерседес-Бенц».

Взаимосвязь анализа и синтеза обнаруживается и в управленче­ской практике. Например, для разрешения конфликта в организации необходимо сначала изучить позиции и претензии каждой стороны (анализ), определить цель решения конфликта и найти подходящий способ его разрешения (синтез).

Аналогично процесс построения структуры организации предпо­лагает следующие этапы:

—определение целей организации;

—формулирование производных целей и планов (анализ);

—определение и классификация видов деятельности, необходимых для их осуществления (анализ);

—группировка видов деятельности по подразделениям (синтез);

—наделение руководителей подразделений соответствующими полномочиями, т.е. правами;

—увязывание всех подразделений в единый механизм (синтез).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: