Следует помнить, что законы организации действуют не изолированно, а во взаимосвязи между собой и образуют своеобразную систему. Основным законом организации является закон синергии. Обобщающим критерием организованности является синергический эффект. Действия всех других законов организации обязательно связаны с изменением синергического эффекта.
Например, на начальном этапе становления системы идет процесс ее формирования и синергическии эффект растет. В период зрелости синергическии эффект достигает максимального значения. В период упадка или увядания системы организованность ее уменьшается, снижается синергическии эффект, что приводит к ее разрушению.
Аналогично на синергетику системы влияют диспропорции между ее элементами.
Применение законов сводится к тому, чтобы учесть их действие и создать наиболее благоприятные условия для их реализации или, наоборот, принять меры по предотвращению или снижению негативного для фирмы действия законов. Например, из закона онтогенеза вытекает правило: за пиком успеха и расцвета фирмы может наступить период спада. Поэтому руководство фирмы должно своевременно определить начало спада деловой активности и предотвратить развитие этого процесса путем выхода на новые рынки, внедрения в производство новых видов продукции, сокращения издержек и т.д.
|
|
Контрольные вопросы
1. Какова роль закона информированности и упорядоченности в самоорганизации рынка?
2. Каким требованиям должна отвечать реклама с точки зрения закона информированности и упорядоченности?
3. Каково основное условие достижения синергического эффекта?
4. Почему крупные фирмы, города и даже государства занимаются прогнозированием и стратегическим планированием?
5. В чем, согласно законам организации, состоит значение миссии фирмы?
6. Какие законы организации следует учитывать при распределении прибыли и формировании дивидендной политики акционерного общества?
7. В чем заключается значение дерева целей организации?
8. Приведите примеры совместного проявления процессов анализа и синтеза в природе и обществе.