При определении культуры нельзя исключить человека. Куль-
туру, скажем, нельзя свести к преобразованной людьми при-
роде, ибо в такой трактовке упускается из виду сам человек
(см. об этом: Ойзерман Т.И. Проблемы культуры в филосо-
фии марксизма // Вопросы философии, 1983, № 3). Традици-
онная культурология постулировала, что культура надстраи-
вается над естественно-природным началом и в этом качестве
противостоит ему. Отношения между культурой и природой,
стало быть, выступают как в основном враждебные, неприми-
римые, ибо культура сковывает природные потенции челове-
ка. Сбросить оковы культуры означает в этой системе рассуж-
дений вернуться к «непреобразованной», «неокультуренной»
природе.
Если культура восходит к изначальному человеческому влече-
нию, устремлению, порыву, то надо выявить данный импульс
и соотнести его с наличной культурой. Правильно угаданный
антропологический запрос может помочь сегодня в «исправ-
лении» культуры, в устранении ее дефектов". Таким образом,
|
|
84 Глава V. Природа и культура
антропологически ориентированные культурологи рассмат-
ривают отношения между природой и культурой в существе
своем как иевраждебные, доступные гармонизации.
В связи с этим в культурологии обсуждается вопрос о том, как
случилось, что в истории человечества наметился поворот
к отчуждению человека от природы. Некоторые исследователи
полагают, что источник экологических проблем — иудейско-
христианская вера в человеческое призвание, направленное
на господство над природой. Однако действительно ли данная
концепция правильно трактует библейскую веру в верховен-
ство человека, или же, напротив, Ветхий и Новый Завет выра-
жают более просвещенное и более благородное отношение
к природе?
По мнению американского культуролог Л. Уайта, «историчес-
кие корни нашего экологического кризиса» восходят к иу-
дейско-христианской доктрине о сотворении мира. В более
специфическом смысле эти корни связаны с верой, что че-
ловек был сотворен по образу и подобию Божьему, что он
причастен к природе, и весь порядок мирового природного
бытия был создан ради человечества. В менее отдаленной
истории корни кризиса обнаруживаются в слиянии науки
с технологией, что окончательно произошло в XIX в., но ве-
рования, заложенные еще в Книге Бытия, а точнее, в ее ак-
тивистской западной интерпретации, лежат в основе науки
и техники, созданных именно на Западе.
По словам Л. Уайта, победа христианства над язычеством яви-
лась величайшей революцией сознания в истории культуры.
Мы живем уже в «постхристианскую эпоху». Что же христиан-
|
|
ство говорит людям об их отношении к природе, к жизненно-
му окружению? Многие из мифов народов мира дают описание
истории творения. Греко-римская же мифология в этом плане
совершенно иная. (см. Уайт-мл. Исторические корни нашего
экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечело-
веческие ценности. М., 1990, с. 196).
Дело не только в том, чтобы остановить разрушение природы,
более рационально ее использовать и осмотрительнее хозяй-
ствовать, а в решительном изменении отношений человека к
природе. Перестать выступать в роли ее господина, а осознать
свое неразрывное единство с ней. Если плохо ей, плохо и нам.
Задача человека вообще не в сохранении природы, — нетро-
нутой природы на Земле почти не осталось, — а в таком ее
Глава V. Природа и культура 85
преобразовании, которое позволяло бы ей постоянно возрож-
даться и процветать. Человеку важно стремиться к подлинно-
му согласию с природой, жить в тесном единстве с ней.
Нужно ли срывать цветок на поляне ради того, чтобы его про-
сто понюхать и бросить, или воткнуть в волосы? Можно ли
смотреть спокойно на то, как хулиганы мучают собаку? Зачем
в азарте охоты убивать маленьких тюленей? Не преступление
ли оставлять в лесу тлеющий костер? Не является ли вообще
преследование и убийство зверей недостойным для человека
занятием? Хорошо ли просто так, из озорства разорять птичьи
гнезда?
Как природное существо, человек не может жить вне природы.
Он нуждается в кислороде, который вырабатывают растения,
в пище, произрастающей в природе, его ноги должны соприка-
саться с землей. Даже улетая в космос, люди дышат там зем-
ным воздухом, пьют земную воду, едят земную пищу.
Природа является для людей не только источником жизни, ис-
точником богатства общества, но и вызывает у нас.и чувства
восхищения своей красотой, проявлениями своей силы и мо-
щи. Этому посвящены многочисленные произведения литера-
туры, музыки, живописи и т.п.
Чтобы сохранить жизнь на земле, не навредить собственной
жизни, жизни и здоровью близких и любимых людей, важно
каждому бережно относиться к природе, понимать, что мы
с ней неразрывно связаны. Если жизнь на земле зародилась
недавно, если ученые не могут обнаружить ее на других
планетах, как же трепетно мы должны относиться к ней
здесь и сейчас...
Бездумное «покорение» природы дорого обходится человеку
и может в конце концов обернуться для него трагедией. Об
этом предупреждают многие культурологи, ученые. Подобный
прогноз высказал и Э. Фромм: «Ослепивший нас дух завоева-
ний и враждебности не позволил нам увидеть, что природные
ресурсы не беспредельны и в конце концов могут быть исчер-
паны и что природа отомстит человеку за его хищническое
и грабительское отношение к ней» (Фромм 3. Иметь или
быть?, с. 39). По мнению Фромма, современному обществу
присуще презрение к природе — как ко всем вещам, которые
не являются продуктом нашего производства, — и ко всем лю-
дям, которые не занимаются производством машин. Людей
привлекает все механическое, безжизненное, их влечет к себе
86 Глава V. Природа и культура
могучий механизм и все сильнее охватывает жажда разруше-
ния... Думают ли они о будущем природы, а вместе с ней —
и о своем будущем, будущем человечества?
Об опасности фрагментарного постижения природы предупреж-
дал, в частности, немецкий поэт и философ И.В. Гёте. Взамен он
предложил целостный подход к^ природе. Однако такой подход
возможен при условии, если философское истолкование при-
роды не будет изолированным от других ее интерпретаций.
Надо, чтобы натурфилософия сопоставлялась с социальной фи-
лософией, с философской антропологией. Тогда выявятся но-
вые возможности и в самой натурфилософии. С этой точки зре-
|
|
ния можно обратиться к предложенной рядом отечественных
ученых идее «коэволюции», т.е. совместного развития приро-
ды и общества.
Общество развивается по своим законам. Его становление не может
не соотноситься с предписаниями природы. Но общество, кото-
рое пренебрегает природой, пытается покорить ее, оказывается
обреченным. Однако возможен и другой сценарий. Социальные
процессы, вся жизнь человека строятся в полном согласии с при-
родой. Эволюция реализуется совместно. Человек — неот-
торжимая часть природы. Это и есть идея коэволюции...
Многие мыслители ощущали огромную опасность, которую несет
в себе насилие человека над природой. Среди них Ж.Ж. Руссо,
Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев. А. Швейцер, Э. Фромм, К. Яс-
перс. Коэволюционное взаимодействие человека с природой
является, по существу, императивом, велением времени и необ-
ходимым моментом экологического воспитания. Некоторые
ученые считают, что термин «коэволюция» несостоятелен. Ра-
зумеется, природа и общество развиваются по разным законам.
Однако сама идея гармонизации природного и социального
процесса представляется достаточно плодотворной.
Заключение
Человек — далеко не случайный продукт эволюции, который
будто бы появился неизвестно как и потому может погиб-
нуть столь же неожиданно. Эволюция не слепа и не ориен-
тирована на смертельную борьбу, как думали в позапрош-
лом столетии. Между миром и человеком возможна гармо-
ния. Вполне правомерно, опираясь на современные научные
открытия, допустить, что эволюция развивается по строгим
Глава V. Природа и культура ' 87
законам. Не исключено, что появление человека предпола-
галось уже в зародыше Вселенной. Только через человека
можно осознать истинный смысл грандиозного развития ми-
ра, его эволюцию. У людей нет другого дома, кроме природы.
Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохра-
нить красоту и величие природы, устранить последствия не-
обдуманной разрушительной деятельности человека. Сегодня
|
|
со всей остротой стоит вопрос о создании экологической эти-