Типология конфликтов

Известны разные классификации конфликтов, и это объяснимо, поскольку конфликтные коллизии различного характера могут возникать между субъектами разных уровней — странами, нациями, предприятиями, работниками и администрацией, мужьями и женами, ди­ректорами и учителями, учителями и учениками и т. д. Вполне правомерно говорить о конфликтах политического, экономического характера, а в зависимости от уровня организации — о конфликтах между индивидами, группами, слоями, системами на региональном или глобальном уровне.

Разумеется, нельзя все конфликты представить в виде единой универсальной схемы. Различают конфликты типа "схваток", когда их разрешение возможно только в случае победы; "дебатов", где возможен спор, но возможен и компромисс; "игр", которые бесконечны и вряд ли когда-либо будут завершены. Последнее имеет принципиальное значение, поскольку снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов.

Обобщая наиболее распространенные классификации конфликтов, можно выделить такие базовые основания классификации и типологии конфликтов:

• по составу и количеству конфликтующих сторон или участников конфликта (внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные, межнациональные);

• по проблемно-деятелъностному признаку (управленческие, семейные, педагогические, политические, экономические, творческие);

• по времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);

• по содержанию конфликта (содержательные, или проблемные, и "коммунальные");

• по тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);

• по степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);

• по степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т. д.).

В дополнение к обозначенным типам в рамках каждой из названных классификаций конкретизируются виды конфликтов.

Кроме того, в некоторых классификациях конфликты различаются сразу по нескольким основаниям.

• Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на различные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.

Эти конфликты могут возникать как на уровне макросреды (общества), так и в наиболее малочисленных объединениях, между отдельными лицами. Они могут быть глубокими, острыми и трудноразрешимыми, касаться отношения к политике государства той или иной партии; связанными с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

• Экономические конфликты, основанные на экономических противоречиях, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, глубже и устойчивее конфликты, а потому их трудно (а иногда и невозможно) разрешить. Экономические конфликты могут возникать также между отдельными людьми.

• Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.

• Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни.

• Социально-психологические конфликты, проявляющиеся как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов лежат нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений — психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной из сторон или одновременно у обеих сторон неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, влияние, престижное положение, внимание, поддержку окружающих.

• Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональных состояний, которые вызывают напряженную обстановку и в итоге перерастают в действительные конфликты разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины таких конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).

• Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, которые возникают в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты нуждаются в гармонизации отношений в системах: "учитель — ученик", "учитель — ученики", "учитель — учитель", "учитель—родители", "учитель—руководитель".

• Конфликты принадлежности, которые возникают из-за двойной принадлежности индивидов, например когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

Ч. Никсон [49] различает такие важнейшие виды конфликтов по смешанным основаниям (количество участников конфликта, направленность и особенности сопряженных с ним переживаний):

• внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);

• прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);

• индивидуальные (внутриличностные и межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше).

Поскольку конфликт всегда предполагает участие сторон, наиболее всеохватывающей и фундаментальной является классификация конфликтов по количеству участвующих сторон.

• Межгрупповые конфликты (в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

• Личностно-групповые конфликты. Возникают при несоответствии поведения личности групповым нормам, ожиданиям, интересам, потребностям, ценностям, целям между отдельной личностью и группой людей.

• Межличностные конфликты. Возникают тогда, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной цели, достичь которую может лишь одна из сторон.

• Внутриличностные конфликты. Проявляются в столкновении примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, влечений одного человека.

• Кратковременные острые конфликты. Отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения друг к другу конфликтующих. Иногда приводят к тяжелым или даже трагическим последствиям. Чаще всего в основе таких конфликтов лежит не столько глубина, острота противоречий, сколько проявление особенностей характера и темперамента личности.

• Длительные острые конфликты. Характеризуются глубокими, устойчивыми противоречиями конфликтующих сторон, контролирующих собственные реакции и поступки.

• Слабовыраженные вялотекущие конфликты. Отмечаются в противоречиях, носящих не очень острый характер, либо в столкновениях, где активна лишь одна из сторон, а другая не стремится обнаружить четко свою позицию или по возможности избегает от­крытой конфронтации.

• Слабовыраженные быстротекущие конфликты. Наиболее благоприятная форма конфликтного противоречия, в которой стороны оперативно приходят к согласию.

Существуют и иные классификации конфликтов, что вполне естественно, поскольку многогранность и психологическая сложность явления позволяют выбирать разные основания для их анализа.

Так, несколько отличается от общепринятых классификация конфликтов по М. Дойчу [25]:

• подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо вариативного фактора;

• случайный конфликт — зависит от переменных факторов", что участниками не осознается; конфликт прекращается после осознания реально имеющихся перспектив;

• смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными, лежащими в его основе;

• скрытый конфликт — в силу объективных причин должен наблюдаться, но не актуализируется (он может быть неверно приписан или неверно представлен);

• ложный конфликт — не имеет объективных оснований; в озникает в результате неясных оснований, но после сформирования мотивов и установок участников превращается в подлинный.

Существует еще множество подходов к классификации и типизации конфликтов. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах, механизмах протекания и способах разрешения конфликтов—межличностных, межгрупповых, межнациональных.

Конфликты можно рассматривать и в связи с особенностями трудовой деятельности. Так, изучая производственные конфликты, Н. Гришина выделила такие из них [21]:

• возникающие как реакция на препятствие к достижению основных целей трудовой деятельности;

• возникающие как реакция на препятствие к достижению личных целей в совместной работе;

• возникающие как реакция на поведение, не соответствующее принятым нормам отношений людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающим их ожиданиям;

• обусловленные личными особенностями членов трудового коллектива;

• горизонтальные и вертикальные (снизу вверх и сверху вниз в зависимости от служебной субординации конфликтующих).

Рассматривая характеристики проблемных ситуаций в спорте, В. Келлер указывает, что конфликтом здесь можно назвать ситуацию, когда имеется два противника (индивидуумы или команды) с противоположными целями; при этом конфликтная ситуация может возникнуть в результате различных вариантов развития поединка.

При анализе конфликтов в спортивной деятельности различают:

• функционально-ролевые конфликты, когда действия одних ограничивают, блокируют, действия других;

• конфликты, препятствующие достижению вторичных целей в совместной игровой деятельности (конфликты личных притязаний);

• конфликты, не отвечающие ожиданиям и притязаниям других членов команды, и др.

Особо выделяется организационный конфликт, возникающий в коллективах из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.

К каждому работнику организация предъявляет требования, зафиксированные в определенных документах (правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях и пр.), а также закрепленные в сложившихся традициях и нормах поведения. При этом поведение каждого работника индивидуально, он ищет свое место в коллективе, в структуре должностных и неформальных отношений, стремится найти применение своим способностям, удовлетворение в труде, общении с другими членами организации и т. д.

Конфликт возникает, во-первых, если работник по каким-либо причинам не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые к нему организацией. Во-вторых, конфликт возникает, если требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, нечетки, неконкретны. Как правило, к конфликтам приводят низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей или их плохое организационное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: