Задачи подразделений собственной безопасности ФСИН России в борьбе с коррупцией

На структурные подразделения ФСИН России возложено множество задач по реализации уголовно-исполнительной политики в соответствии с их компетенцией. В настоящее время антикоррупционной борьбе в ведомстве уделяется значительное внимание в связи с взятым курсом по борьбе с коррупцией в органах исполнительной власти. Практически на все подразделения ФСИН России возложены задачи в сфере реализации действующего антикоррупционного законодательства, однако основную роль в этом играют подразделения собственной безопасности.

Подразделение собственной безопасности – самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, непосредственно подчиняющееся директору ведомства и выполняющее функции по борьбе с коррупцией, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и нормальному функционированию учреждений исполняющих наказания. Управление собственной безопасности образовано в структуре ФСИН России в 2009 году в соответствии с приказом директора ФСИН России от 06.11.2009 г. № 440. С 2010 года во всех структурах территориальных органов ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены функции по борьбе коррупцией во исполнение Приказа ФСИН России от 02.03.2010 г. № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний». Не смотря на то, что данное подразделение образовано сравнительно недавно, в борьбу с коррупцией в ведомстве оно внесло существенный вклад.

Среди основных задач управления выявлены антикоррупционные, а именно:

1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Даная задача является основной антикоррупционной составляющей в работе подразделений собственной безопасности. В подтверждение этому выступают статистические данные, свидетельствующие о том, что преступлений коррупционной направленности среди сотрудников ФСИН России выявляется с каждым годом все больше. Так в 2009 году выявлено 110 преступлений, в 2010 – 192 преступления, в 2011 – 261 преступления, в 2012 – 181 преступление, в 2013 – 186 преступлений[426]. Самым распространенным преступлением, совершаемым сотрудниками уголовно-исполнительной системы является взяточничество.

Например, Следственными органами СК РФ по Кировской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника оперативного отдела ФКУ ИК – 11 областного УФСИН России. Он подозревается в совершении 3 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки). По версии следствия, с 2006 по 2009 годы подозреваемый неоднократно получал от родственников осужденных взятки за общее покровительство и не привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка. Взятки он получал под видом денежных переводов на имя матери своей супруги[427].

Осуществление данной задачи реализовывается посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений коррупционной направленности совершаемыми сотрудниками уголовно – исполнительной системы. В связи, с чем осуществляется обмен оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами, с которыми заключены соглашения о взаимодействии между отделами собственной безопасности (например, ОСБ МВД России, ОСБ УФСКН России, ОСБ СК России).

2. Предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели. Посредством проведения различных проверок и изучения личности конкретного сотрудника, находящегося в «поле зрения» подразделений собственной безопасности, выявляются противоправные наклонности, как действующих сотрудников, так и принимаемых на службу, способствующие росту коррумпированности уголовно-исполнительной системы. Когда собран необходимый материал, указывающий на признаки состава преступления и, полученный по результатам оперативно-розыскных мероприятий, он передается в следственные органы для привлечения коррумпированного сотрудника к уголовной ответственности.

Например, Следственными органами СК России по Забайкальскому краю возбуждено уголовное дело в отношении оперуполномоченного оперативного отдела СИЗО-1. Он подозревается в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 285 УК РФ), получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, с августа 2011 по февраль 2012 года подозреваемый, используя свое служебное положение, за денежное вознаграждение незаконно передавал осуждённому, содержащемуся в следственном изоляторе, запрещенные для хранения и использования в СИЗО предметы. Оперуполномоченный встречался на территории Читы со знакомой осуждённого, которая передавала через него мобильные телефоны, спиртное и другие запрещенные предметы. За свои услуги злоумышленник получил не менее 100 тысяч рублей. Кроме этого следствие полагает, что в ноябре 2011 года подозреваемый с целью повышения показателей своей работы сфальсифицировал материалы о получении взятки двумя сотрудниками СИЗО. Для этого он договорился с осуждённым, которому покровительствовал, и тот обманом вручил деньги двум инспекторам СИЗО и впоследствии ложно обвинил их во взяточничестве. Фальсификация была выявлена следователями в ходе расследования уголовного дела по «лже-взяточникам»[428].

3. Выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности. В настоящее время эта задача становиться все актуальней в сфере борьбы с коррупцией. В уголовно-исполнительной системе сотрудниками подразделений собственной безопасности уже не раз выявлялись факты хищения имущества ФСИН России.

Например, Следственными органами СК РФ по Республике Бурятия в отношении бывшего начальника регионального УФСИН России возбуждено два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения). По данным следствия, с марта по ноябрь 2009 года подозреваемый с целью незаконного обогащения приказал подчиненным сотрудникам перевести числящееся на балансе имущество - автоприцеп из комплекта механизированной госпитальной полевой прачечной, двухосный автоприцеп с дизельным генератором из комплекта полевого мясоперерабатывающего пункта, автоприцеп с кузовом-фургоном из комплекта полевой медицинской лаборатории, кузов полевой армейской кухни и трактор ДТ-75 - с территории двух изоляторов на территорию служебного учебного центра. Затем введенные в заблуждение сотрудники управления с привлечением отбывающих наказание заключенных и использованием грузовых автомобилей вывезли подготовленную технику на территорию Красноярского края, где передали похищенное имущество в личное пользование отцу и брату подозреваемого. Балансовая стоимость всего похищенного им имущества превысила 1 миллион рублей. В ходе проведенных обысков следователями часть похищенных вещей изъята у родственников подозреваемого[429].

4. Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня коррупции в ведомстве имеют большое значение. Считается, что устранение причин коррупции в ФСИН России приведет к более эффективной работе в данном направлении деятельности. Несомненно, что этим должны заниматься органы, на которые возложены задачи по выявлению преступлений коррупционной направленности, а именно подразделения собственной безопасности. Так как на основе своего опыта сотрудники этих подразделений могут сделать результативные выводы по снижению коррумпированности среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудниками собственной безопасности проводятся различные мероприятия по формированию нетерпимости коррупционного поведения.

Например, в целях профилактики совершения сотрудниками коррупционных правонарушений старшим оперуполномоченным по особо важным делам группы собственной безопасности УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведено занятие с сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу по изучению антикоррупционного законодательства.

В ходе занятия до сотрудников были доведены положения нормативно-правовых актов, регламентирующих ограничения, запреты и обязанности, возложенные на граждан в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, а также разъяснен порядок уведомления сотрудниками представителя нанимателя о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений[430].

В связи с вышеизложенным актуальна точка зрения А.В. Кудрявцева, который считает, что необходимость решения данных задач во многом предопределяется степенью криминогенности пенитенциарной системы и криминальных структур, противодействующих ее нормальному функционированию[431]. Кроме этого эти задачи призваны обеспечить ФСИН России качественным личным составом.

Однако следует признать, что данные задачи реализуются не в полном объеме, так как преступления коррупционной направленности продолжают совершаться сотрудниками ФСИН России, а также уровень латентности таких преступлений по-прежнему высок, что подрывает безопасность не только в ведомстве, но и во всей системе органов исполнительной власти. В связи с этим можно согласиться с мнением А.Л. Коновалова, который считает, что актуальность решения проблем собственной безопасности УИС является проявлением борьбы с коррупцией не только в ведомстве, но и в общегосударственном масштабе[432]. В своей работе автор отмечает, что основной целью обеспечения собственной безопасности органов и учреждений ФСИН России является борьба с предательством среди сотрудников ведомства, выявление, предупреждение, устранение и пресечение неформальных и коррумпированных связей сотрудников с осужденными.

Таким образом, антикоррупционные задачи, возложенные на подразделения собственной безопасности, должны выполняться беспрекословно и независимо от кого-либо, способного повлиять на исход разрешения антикоррупционных проверок. В настоящее время подразделения собственной безопасности не совсем независимы в своей деятельности и потому как непосредственно подчиняются Директору ФСИН России, а также в территориальных органах формально и начальникам Управлений. Необходима полная независимость органа выполняющего задачи по искоренению коррупции в ведомстве для того чтобы никто не мог повлиять на результаты проверок и результаты осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие антикоррупционной деятельности в УИС.

2. В чем заключается сущность антикоррупционной деятельности в УИС?

3. Назовите основные антикоррупционные правовые нормы в УИС

4. Сформулируйте понятие и классификацию методов антикоррупционной деятельности в УИС.

5. Раскройте значение и сущность собственной безопасности УИС при проведении антикоррупционных мероприятий.

6. Какие Вы знаете основные антикоррупционные задачи подразделений собственной безопасности УИС?

7. Раскройте основные направления антикоррупционной политики в УИС.

8. В чем роль методов антикоррупционной деятельности в УИС?

9. Какие антикоррупционные функции выполняют подразделения УИС?

10. Какие, по Вашему мнению, можно выделить основные направления по совершенствованию антикоррупционной деятельности УИС?


  МЕТОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС
Метод убеждения
- разъяснительные антикоррупционные меры убеждения направлены на создание общественного мнения сотрудников ФСИН России по осуществлению антикоррупционной деятельности в ведомстве;
- воспитательные антикоррупционные меры убеждения направлены на воспитание у сотрудников и специального контингента антикоррупционного поведения;
- стимулирующие антикоррупционные меры направлены на создание стимулов для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые будут способствовать совершению определенных действий.
Метод принуждения
- меры безопасности - применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции коррупционно опасных деяний, угрожающих общественным и частным ценностям уголовно-исполнительной системы;
- меры пресечения – применяются с целью прекращения антикоррупционных правонарушений или иного угрожающего коррупционного поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности;
- меры ответственности – применяются с целью наказать и перевоспитать нарушителя, совершившего коррупционное деяние (в зависимости от совершенного коррупционного деяния юридическую ответственность подразделяют на уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную);
- меры восстановления – применяются с целью восстановления нарушенного правового состояния, устранения или возмещения причиненного вреда актом коррупции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: