Направления изучения культуры

План занятия

1. Общая характеристика направлений и школ в культурологии.

2. Историко-материалистическая (формационная) теория культуры.

3. Основные направления антропологической школы: эволюционное, психологическое, этнологическое.

4. Теологическая (богословская) концепция культуры.

5. Циклическая школа.

Методические указания

Цель семинара – знакомство студентов с разными точками зрения и методологическими подходами к изучению культуры, которые объединены в научные школы общими принципами исследования и мировоззрением. Мировоззрения, при внешнем различии, все-таки сводятся к общепринятым и известным философским определениям: материалистическое и идеалистическое. Культурологические школы выражают оба типа мировоззрения и соответствующего понимания культуры и цивилизации.

Основные направления материалистической школы: формационное, деятельностное, технологическое, семиотическое. Особое внимание на семинаре нужно уделить формационной концепции культуры в двух ее вариантах: марксистской (пять формаций) и новой (три формации). В этом локальном вопросе рекомендуется ознакомиться с работами В. Л. Иноземцева, предложившего формационную схему: доэкономическое, экономическое, постэкономическое общество с соответствующими типами культуры. Этот вопрос лучше рассматривать в дискуссионной форме.

К материалистическому направлению можно отнести и антропологическую школу в ее секуляризированной части, где культура исследуется на принципах анализа сущности человека как сознательного существа, способного только силой своего разума создавать материальные и духовные ценности. Нужно рассмотреть метод психоанализа З. Фрейда и его концепцию культуры (психологической направление), а также особенности эволюционного и этнологического, включая этнографический аспект, направлений антропологической школы. Теологическая (богословская) концепция культуры может быть обозначена коротко, так как в теме «Религия в истории культуры» эта проблема рассматривается специально.

Циклическая школа как наиболее новая в науке требует особенного внимания. Нужно, во-первых, проработать сущность аксиологии – главного основания этого направления. Аксиологический принцип изучения цикличности культурно-исторических процессов рекомендуется изучать по работам П. А. Сорокина. Во-вторых, на занятии нужно разобрать саму теорию культурно-исторических циклов, уходящую корнями в глубокую античность. В-третьих, на базе названных положений разобрать сущность цивилизационного подхода, наиболее актуального в современной науке. В заключение семинара рекомендуется сформулировать основные принципы синтеза формационного и цивилизационного подходов, предложенного в качестве новейшей методологии А. С. Панариным. Студентам рекомендуется изучить этот локальный вопрос по учебнику «Философия истории» под ред. А. С. Панарина (М.: Гардарики, 1999). Разобраться в теме поможет работа с предложенной литературой, список которой не является строгим и при необходимости может быть расширен и несколько изменен.

Словарь-справочник

Материализм – направление в философии, признающее первичность материи по отношению к сознанию, рассматривающее сознание и мышление как свойство материи; сугубо практическое, рассудочное отношение к действительности.

Семиотика, семиология – наука, изучающая свойства знаковых систем.

Аксиология (гр. axios – ценный) – учение о системе ценностей.

Антропология (гр. аnthropos – человек) – наука о происхождении и эволюции человека как биологического вида.

Антропогенез – процесс формирования человека.

Эразм Роттердамский (1469 – 1536) – нидерландский ученый-гуманист, предшественник Реформации, основатель гуманистической традиции в мировой культуре. Основное произведение – «Похвала глупости» (1509 г.).

Руссо Жан Жак (1712 – 1778) – французский просветитель, автор теории общественного договора и естественного права. Основные работы: «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.), «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1755 г.).

Фейербах Людвиг (1804 – 1872) – немецкий философ, сторонник материалистического антропологизма. Основные работы: «К критике философии Гегеля» (1839 г.), «Сущность христианства» (1841 г.).

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог и психиатр, основатель метода психоанализа и школы «культурного психоанализа».

Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий философ, представитель волюнтаризма и иррационализма. Основные работы: «Так говорил Заратустра» (1883 – 1884), «По ту сторону добра и зла» (1886 г.), «Воля к власти» (1889 г.).

Эволюция – процесс развития природы и общества с накапливанием изменений и передачей измененных признаков по наследству. В широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование.

Дарвин Чарльз Роберт (1809 – 1882) – создатель теории эволюции живой природы в результате естественного отбора. Основные работы: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Приручение животных и возделывание растения» (1868 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.).

Тайлор Э. Б. (1832 – 1917) – английский культуролог, историк, автор теории всеобщей эволюции культуры. Работа: «Первобытная культура» (1871 г.).

Теория культурно - исторических циклов – учение о цикличности культурно-исторического развития. Цикличная повторяемость историко-культурных процессов рассматриваются как общеисторические законы.

Шпенглер О. (1880 – 1936) – немецкий философ и теоретик культуры. Задача философии истории – постижение «души каждой культуры». Основная работа: «Закат Европы» (1918 – 1922 гг.).

Тойнби А. (1889 – 1975) – английский историк и культуролог, автор теории культурных циклов в историческом процессе. Основные работы: «Исследование истории» (в 12 т.) (1934 – 1961 гг.), «Постижение истории» (1961 г.).

Теология (гр. theos – бог) – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, систематизированное изложение вероучения.

Темы рефератов и докладов

1. Эволюционная теория Дарвина.

2. Теория культуры З. Фрейда.

3. Этнологические и этнографические подходы в культурологии.

4. Циклические теории культуры О. Шпенглера, А. Тойнби,

П. А. Сорокина.

5. «Вызов – ответ» А. Тойнби как принцип эволюции культуры.

Литература

[1;3; 4; 5; 8; 9; 10; 13; 17; 35 – 37; 39; 47; 54; 55; 60; 61; 62; 67; 68; 72; 80; 84; 87; 91; 93].

Тема 4. Типология культуры

План занятия

1. Историческое единство человечества и многообразие видов культуры.

2. Понятия культурно-исторического типа в теории локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

3. Принципы типологии культуры: ландшафтный (природно-географи-ческий); этноментальный; религиозно-мировоззренческий; цивилизационный (государственно-гражданский).

4. Основные культурно-исторические типы.

Методические указания

Тема посвящена изучению одной из центральных проблем теории культуры – типологии культуры. В первом вопросе необходимо понять диалектику единства мирового культурно-исторического процесса и разнообразия культур, его составляющих. Нужно проанализировать мысль К. Леонтьева о мировой культуре как «цветущей сложности». Удачным является сравнение мировой культуры с мозаикой, где художественный образ воплощается разноцветными камешками и, напротив, одноцветные и однообразные элементы мозаики создают нечто бесформенное и монотонное.

Тема предусматривает проработку понятия «культурно-исторический тип», введенного Н. Я. Данилевским и всесторонне им обоснованного в фундаментальном труде «Россия и Европа».

На семинаре необходимо рассмотреть основные принципы типологии культуры. Этой задаче могут послужить специально подобранные рефераты, представляющие особый культурно-исторический тип с характеристиками в соответствии с основными принципами: природно-географическим, этнографическим, религиозно-мировоззренческим, цивилизационным. Обсуждение рефератов на семинаре предусматривает сравнительно-аналитический разбор конкретных типов культуры, что поможет найти подтверждение или опровержение отдельным теоретическим положениям типологии культуры. Основные типы культуры описаны в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Тайлора, М. Вебера. Нужно уделить внимание творчеству П. А. Сорокина, который рассматривал культуру как интегральную систему ценностей, имеющую два уровня: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный уровень интегрирует специфические ценности самостоятельных культурных типов и образует локальные цивилизации. Вертикальный уровень интегрирует общечеловеческие ценности и образует три всеобщих типа культуры: идеациональный (религиозный), идеалистический (рациональный) и чувственный. Вывод из семинара: теория культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций) не противоречит единству мирового культурно-исторического процесса.

Словарь-справочник

Тип – обобщающий образ для группы предметов или явлений.

Типизация – принцип сведения и обобщения разнообразных явлений, событий, особенностей, характеристик, качеств к определенному типу.

Типология культуры – классификация, представляющая соотношение между разными типами культуры внутри их исторической целостности.

Данилевский Н. Я. (1822–1855) – основатель теории культурно-исторических типов (локальных цивилизаций), естествоиспытатель, социолог, культуролог, автор работы «Россия и Европа» (1869 г.).

Типология культуры Н. Я. Данилевского: шесть типов арийской группы (индийский, персидский, греческий, римский, германский, славянский); три типа семитской группы (халдейский, европейский, арабский); два типа хамитской группы (египетский, китайский).

Типология культуры К. Н. Леонтьева (1831–1891): «первичная простота», «цветущая сложность», «упрощенное смещение».

Типология культуры О. Шпенглера. Культурно-исторических типов – восемь: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), византийско-арабский (магический), западно-европейский (фаустовский), культура майя. Развивающийся девятый тип – русский.

Типология культуры А. Тойнби. Культурно-исторических типов – тринадцать: индийский, китайский, арабский, индейский, вавилонский, греческий, римский, германский, еврейский, египетский, византийский, славянский, русско-сибирский.

Сорокин П. А. (1889–1968) – русско-американский социолог, автор теорий социальной стратификации и интегральной культурной системы.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, философ, автор концепции идеальных типов культуры, основанных на мировых религиях. Основные работы: «Социология религии», «Протестантская этика и дух капитализма».

Вебер Альфред (1868–1958) – немецкий социолог, историк и культуролог, брат М. Вебера. Определил четыре антропологических типа культурно-исторического процесса по характеру общественного поведения: допримитивный, хтонически-магический, прометеевский, террористический.

Темы рефератов и докладов

1. Классификация и типология культуры А. Тойнби.

2. Горизонтальная типология локальных цивилизаций.

3. Идеальные типы культуры в работах М. Вебера.

4. Интегральные типы культуры в социологии П. А. Сорокина.

5. Теологический принцип типологии культуры в трудах М. Вебера,

И. Киреевского, К. Н. Леонтьева, Л. П. Карсавина, Л. А. Тихомирова.

Литература

[1; 2; 7; 9; 13; 14; 25; 26; 36; 40; 65; 66; 68 – 70; 73; 81; 82; 85; 89; 93; 94].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: