Тема 28. Развитие государства и права Китая в Новейшее время

1. Китайское государство в эпоху Новейшего времени.

2. Генезис праовой системы Китая.

Начало XX в. – период революционного подъема в Китае. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).

Революционный подъем перерос в революцию, которая началась 1911 г. (1911 г. по китайскому календарю год – Синьхай, поэтому революция называется Синьхайской). Восстание охватило провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства.

На юге сформировалось временное революционное правительство, во главе с временным президентом республики Сунь Ятсен.
В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить президентский пост.

В 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената.

На выборах в парламент в декабре 1912 — феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги.

Однако Юань Шикай – президент республики игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, одновременно добиваясь поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национально предательства.

Попытка свергнуть диктатуру Юань Шикая, предпринятая в 1913 г., завершилась неудачей. Стремясь к укреплению личной власти Юань Шикай провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое “21 требование” Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаншихикайское восстание.

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. После смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов — генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сун Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейкой самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на I съезде Гоминьдана, ставшего организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

В 1924 г. Сунь Ятсен выступил с “Общей программой строительства государства”, в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившие в идеях о “трех периодах” и “пяти властях”. Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый период все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период Политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное Правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства “пяти властей”, после чего следует созыв Национального собрания.

Выдвигая идею “пяти властей”, Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям, он добавил экзаменационную и контрольную власти.

Между тем Китай оставался политически раздробленным. Центральным Правительством Китая считалось пекинское. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры.

В 1926 году начался поход революционных сил Юга против северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсена (1925 г.) фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши, объединившего под своей властью большую часть территории страны.

Государственный строй гоминдановского Китая. В 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое Национальное правительство, считавшееся общекитайским. В основу государственного строительства, осуществленного с приходом Гоминьдана к власти, был положен план Сун Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, Китай должен был вступить в период политической опеки. Официальным началом этого периода былобъявлен 1929 год.

В течение всего периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами — Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный политический совет.

В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право, назначать национальное правительство. Чан Кайши стал председателем национального правительства.

Конституция 1931 г. содержала некоторые декларации и обещания в отношении гражданских прав и народного благосостояния. Но в период гоминдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках председателя национального правительства.

Одновременно в 1931 г. началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае. В 1932 г. японское правительство объявило о создании в границах Северо-Восточного Китая “независимого” государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним представителем свергнутой династии Цин Пу, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминдановское правительство не организовало отпора агрессорам.

В 1946 г. Национальное собрание под давлением демократических сил приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально вошла в силу через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947 г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опеки. Вводился пост президента страны, срок полномочий Национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились Законодательная палата и Палата контроля. Предусматривалось создание выборных органов самоуправления.

Однако гоминдановский режим был уже накануне падения. Конституция 1947 г. осталась ограниченно действующим основным законом на территории лишь одной провинции Тайвань.

Образование и развитие Китайской Народной
Республики.
Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими. С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В новоосвобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органами в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств.

В 1945 г. завершилась длившаяся восемь лет война китайского народа против японских захватчиков. Главной революционной базой коммунистов стал Северо-восток Китая (Маньчжурия). Во вспыхнувшей вновь гражданской войне (1946-1949 гг.) Гоминьдан потерпел поражение.

В 1948-1949 гг. в важнейших экономических, политических и культурных центрах страны была установлена революционная власть, главной опорой которой стала Народно-освободительная армия Китая (НОАК) (такое наименование приняли в период новой гражданской войны вооруженные силы китайских коммунистов). Главной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК. Им были подчинены все другие местные органы, в том числе и правительственные, при них формировались военные трибуналы, приговоры которых обычно обжалованию не подлежали.

В процессе ликвидации гоминдановской администрации ВКК создавали новую власть: местные народные правительства и массовые представительные органы - конференции народных представителей.

В 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство и образование Китайской Народной Республики (КНР). Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. В этом же году была принята Общая программа, которая считалась временной конституцией страны и являлась отправным пунктом законодательства КНР в период до принятия Конституции 1954 г. Все законы того времени издавались со ссылкой на эту программу. Было создано Центральное народное правительство.

1949-1952 гг. – восстановительный период в истории КНР. Было не только восстановлено промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, но и превзойден его довоенный уровень. Правящая партия коммунистов взяла курс на широкомасштабное плановое экономическое строительство. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию на переходный период, предусматривавшую “строительство социализма” в стране. Основные положения генеральной линии КПК на переходный период вошли в государственный документ самого высокого ранга — Конституцию КНР, которая была принята в 1954 г. Вслед за ней были приняты пять органических (организационных) законов, определяющих принципы формирования построения и деятельности государственных органов (ВСНП, Государственного совета, местных СНП инародных правительств, судов и прокуратур).

КНР определялась как государство народной демократии, власть в котором “принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей” (Ст. 2). Конституцией провозглашались равенство граждан перед законом и национальное равноправие, а также гарантии социально-экономических и других прав граждан. Специально провозглашались принципы осуществления правосудия только судами, полноправного участия в судебных процессах народных заседателей, независимости судей и подчинения их только закону, гласности суда и обеспечения обвиняемому права на защиту.

ВСНП становилось единственным органом, осуществляющим законодательную власть. Значительная самостоятельная компетенция была предоставлена Постоянному Комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР. Председатель представлял КНР в международных отношениях и возглавлял вооруженные силы, являясь Председателем Государственного комитета обороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний, вырабатывавших предложения «по важным государственным вопросам». Административный совет заменялся Государственным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми отраслями управления страны.

Представительные органы создавались во всех традиционных единицах административно-территориального деления. Что касается местных органов управления, то они базировались не только на конституционных административно-территориальных единицах - сохранилась система делегированных административных органов в особых районах, округах провинции и в уездах. В качестве ступеней национальной автономии Конституция выделила автономные области, автономные округа, автономные уезды. Кроме того, были предусмотрены национальные волости.

После принятия Конституции 1954 г. была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, и пр. Однако этот процесс наталкивался на препятствия как объективного, так и субъективного порядка. К первым относились, например, недостаток образованных кадров, низкий уровень грамотности и культуры населения и т. п.; вторые порождались позицией партократического руководства страны, не заинтересованного в подлинной демократизации государственной и общественной жизни, приверженного командно-административным методам управления. Это не замедлило сказаться, прежде всего, на положении представительных органов. Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному Комитету, а власть на местах — к исполнительным органам — народным комитетам. Руководящий состав этих органов часто совпадал с руководством партийных комитетов КПК.

Своеобразные отношения парткомов ируководства оперативных органов установились в правоохранительных учреждениях, где парткомы стали подменять судебные комитеты и коллегиипрокуратур. Территориальные парткомы не только вмешивались в рассмотрение судами конкретных дел, но секретари парткомов часто принимали на себя функции судей.

1958- 1976 гг. период “большого скачка” и «культурной революции», в результате которых происходит деформация государственного строя КНР. «Большой скачок» название массовой политической кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличении экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок (три года упорного труда - десять тысяч лет счастья”). “Большой скачок” был провозглашен в 1958 г.

“Большой скачок” как политическая кампания был направлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Одновременно в сельском хозяйстве стала проводиться «коммунизация» деревни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные коммуны взяли на себя полномочия местных органов власти.

Вкоммунах обобществление распространилось даже на предметы бытового назначения, не говоря уже о приусадебных участках и домашнем скоте и птице. Одновременно произошло изменение и в оплате труда: были ликвидированы трудодни, главной формой обеспечения стало питание в общественных столовых.

Период “большого скачка” и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г.
Несостоятельность политики “большого скачка” выяснилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика “урегулирования”, в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период “большого скачка” системе управления экономикой, восстановлению и укреплению элементов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезному пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр.

Однако период “урегулирования” не был продолжительным. Уже в 1962 г. началась “кампания за социалистическое воспитание”, в ходе которой экстремистское крыло руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном путем раздувания культа личности и искусственного обострения классовой борьбы стремилось обеспечить внутренние условия для претворения в жизнь своего “особого” курса. В 1964 г. в рамках “социалистического воспитания” развернулась другая широкая кампания, получившая название “учиться стилю работы у НОАК”. Армия была объявлена непревзойденным образцом для партии и всего народа. Армейские порядки превозносились как самый высокий идеал организации. Не только общественно-политическая жизнь и производство, но также культура и быт должны были приближаться к казарменным порядкам по формуле “весь народ - солдаты”.

Наиболее деструктивная кампания тех лет («пролетарская культурная революция»), продолжавшаяся с 1966 по I976г., означала левоэкстремистский переворот, в ходе которого были подвергнуты слому конституционная система государственных органов и уставная система организаций и комитетов КПК.

В самом начале она носила характер проработки на страницах печати ряда литераторов и ученых. Затем к ней были подключены отряды молодежи: хуквэйбины («красногвардейцы” или “красные охранники”) из числа учащихся школ и Вузов ицзаофани (“бунтари”) из других слоев населения.

Во время “культурной революции” только что начавшие создаваться правовые основы государства были разрушены. “Культурная революция” создала свою государственно-политическую систему, которая до 1975 г. не имела даже формального подобия конституционно-правового закрепления. Только в 1975 г. была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с первой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 Статей) документ, представляющий собой скорее политическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные “культурной революцией”. “Ревкомам” фактически придавался статус органов, составлявших политическую основу государства. Конституция 1975 г. упразднила пост Председателя КНР и такие институты, как Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Ею были значительно сужены полномочия ВСНП И ПК ВСНП, из ее текста были исключены положения о гарантиях и правах депутатов ВСНП, положения о его постоянных комиссиях, упразднена прокуратура и пр. В Конституцию не вошли прежние установления о национальном равноправии и равенстве граждан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.

В 1976 г. после смерти Мао Цзэдуна к итайское государство вступило в период строительства регулируемой рыночной экономики. Были отстранены от власти ближайшие сподвижники Мао. Возвратился на политическую арену страны Дэн Сяопин, избранный в этом же году заместителем Председателя ЦК КПК и ставший набирать все больший политический вес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии и государства.

В 1978 г. была принята Конституция, которая явилась компромиссным документом, сочетавшим установки нового китайского руководства с некоторыми лозунгами “культурной революции”. Конституция КНР 1978 г. действовала немногим более четырех лет.

Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные “культурной революцией”. В отношении регулирования организации и деятельности государственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Председатель КНР не является теперь Главнокомандующим вооруженными силами и не созывает Верховные государственные Совещания. Усилена была правотворческая компетенция Постоянного комитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Первый раз — в 1988 г., когда были легализованы на конституционном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела место в 1993 г. Первая из них с вынесением на конституционный уровень стратегической задачи “четырех модернизаций” - промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие “многопартийного сотрудничества под руководством КПК”. Другие поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны - строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства.

В КНР происходит постоянное обновление законодательства о порядке формирования и организации государственных органов.

В большем пласте принятых в последние годы административно-правовых актов значительна роль положений по вопросам государственной службы. Основным нормативным актом в этой сфере является Временное положение о государственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 г.
Положение предусмотрело набор служащих по результатам экзаменов, четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодических аттестаций, отвод от должности (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров.

Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизация институтов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейся политической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования, основанной на административно-командных методах.

Правовая система Китая на современном этапе. Конец 70-х—90-е гг. – период восстановления и развитие правовой системы КНР после «культурной революции», который введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной правовой базой этого процесса. В том же году по вопросам законодательного строительства была обнародована правовая программа, в которой в качестве приоритетных направлений было определено принятие нормативных актов в хозяйственной и природоохранной сферах, в охране общественного порядка и организации государственных органов.

Первые после пятнадцатилетнего перерыва нормативные акты были опубликованы в начале 1979 г. Ими были Положение об арестах и задержаниях и введенный в экспериментальном порядке Закон КНР о лесном хозяйстве (Лесной кодекс КНР). Положение вводило отброшенные «культурной революцией» правовые нормы об органах, имеющих право производить аресты и задержания, о различных гарантиях прав в связи с действиями этих органов. Не случайным было и появление в числе первых актов Закона о лесном хозяйстве. Бессистемная вырубка лесов в ряде районов страны отрицательно повлияла на климатические условия и сельскохозяйственное производство.

В 1979 г. были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы об организации местных органов власти и управления, народных судов и народных прокуратур, а также Закон о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом. Этот закон положил начало целой серии законодательных и иных нормативных актов, направленных на создание в стране благоприятного иностранным вкладчикам инвестиционного климата.

В дальнейшем хозяйственное законодательство, закрепляющее курс на модернизацию страны, стало самым многочисленным (70% действующих актов). Вместе с ним получили первоочередное развитие акты, направленные на создание эффективных мер борьбы с преступностью.

Последовавший за принятием Конституции КНР 1982 г. период характеризовался довольно бурным, но в то же время и достаточно осмотрительным правовым строительством - многие нормативные акты принимаются в качестве временных положений, широко практикуется издание актов, проходящих экспериментальную проверку на практике. В 1986 г. были введены в действие Общие положения гражданского права, в которых собраны преимущественно те институты и нормы гражданского права, которые не будут требовать значительной корректировки по мере продолжения экономических преобразований. Иначе говоря, содержание Общих положений оказалось близко к функциям традиционно понимаемой Общей части Гражданского кодекса. По отдельным гражданско-правовым институтам китайский законодатель предпочитает принимать отдельные законы, в которых возникает потребность и для которых созрели условия.

Были изданы также законы о хозяйственном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патентах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), об авторском праве (1990 г.), о компаниях (1993 г.), о векселях (1995 г.) и пр., а также многочисленные подзаконные акты, именуемые положениями о порядке применения того или иного закона.

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) КНР был сначала принят для применения в опытном порядке (1982 г.). В качестве экспериментального закона он действовал 9 лет. По мере развития регулируемой рыночной экономики потребовалось внести изменения в положения, регулирующие процессуальную сторону рассмотрения гражданских дел в судах. ГПК в новой редакции и в постоянном варианте был принят в 1991 г. Кодексом, в частности, была уточнена процедура рассмотрения гражданских дел, касающихся иностранных граждан, апатридов, иностранных предприятий и организаций.

Административно-процессуальный кодекс КНР также был принят в 1989 г. в отсутствие административного кодекса. До введения в действие Кодекса был принят ряд законов и постановлений, установивших основания для административного производства по обращениям граждан и организаций. Новейшим актом, играющим в настоящее время роль важной составной части административного права КНР, является Закон 1996 г. о наказаниях за административные правонарушения.

Трудовой кодекс КНР был принят только в 1994 г. (введен в действие с 1 января 1995 г.). Он кодифицировал ранее принятые акты в области трудового права и вместе с тем ввел новые правовые нормы, порожденные нынешним социально-экономическим развитием Китая. Состоящий из 13 глав Трудовой кодекс урегулировал вопросы заключения трудовых и коллективных договоров, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, безопасности и гигиены труда, профессионального обучения и подготовки, социального страхования и обеспечения, порядка разрешения трудовых споров и другие. Еще раньше, в 1992 г., был принят новый Закон КНР о профсоюзах.

Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значительное количество нормативных актов в области охраны окружающей среды. Так, в 1979 г. были приняты экспериментальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окружающей среды, который явился основой для формирования всей системы природоохранного законодательства страны. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоянным актом с аналогичным названием.

Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмотрен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Он является одним из самых разработанных природоохранных законов КНР, регулирующих охрану и рациональное использование лесных ресурсов и лесоразведение. В приложении к закону воспроизводятся статьи Уголовного кодекса, регламентирующие наказания за ущерб, причиненный лесам.
Были приняты также: Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.), Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.), Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.), Водный кодекс (1988 г.), Закон об охране диких животных (1988 г.) и др. Неуклонное наращивание в КНР нормативных актов, связанных с охраной окружающей среды, продолжалось и в последующие годы(в частности, был принят Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду 1996 г.).
Обновление законодательства коснулось и правоохранительной сферы. Госсоветом КНР было принято Положение о местах предварительного заключения (1990 г.), с введением которого прекратил свое действие соответствующий раздел Положения о трудовом перевоспитании 1954 г. В 1994 г. за этим Положением последовал Закон КНР о тюрьмах. Общее направление этих актов можно определить как гуманизацию содержания заключенных под стражей, а применительно ко второму акту — и общую гуманизацию системы исполнения наказаний (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюрем- ной администрации, исполнение наказания вне мест заключения и т. п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим.

Новое законодательство не предусматривает исправительно-трудовых лагерей (отрядов) в качестве мест заключения, ограничив последние тюрьмами и воспитательными учреждениями для несовершеннолетних преступников. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции. Законом не предусмотрено и норм, легализующих трудоустройство заключенных после отбытия ими наказания, как это было предусмотрено в Положении 1954 г.

К местам заключения законом не отнесены уже упоминавшиеся выше воспитательно-трудовые учреждения, являющиеся формой изоляции от общества правонарушителей, не подлежащих уголовной ответственности. Изоляция производится ныне в административном порядке и не является бессрочной (до “перевоспитания”), но может длиться максимум четыре года.

Одной из тенденций современного правового развития КНР является постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меняют их содержание. Так, в 1996 г. был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР. Принятие Кодекса после многих лет произвола ибеззаконий стало важным событием в жизни китайского общества. Новый Кодекс должен был учесть и рост правовой грамотности населения, и существенное расширение числа дипломированных юристов, он существенно усилил гарантии прав личности в суде. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях, Постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общественный порядок, Постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.

Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УИК в 1979 г. Действующая его редакция принята в 1997 г. В 1989 г. Постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях. Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в Кодексе резко возросло как общее количество статей (с 192 до 452), так и статей Особенной части (с 101 до 351). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавлена “Преступления против государственной безопасности”. Значительно увеличилось число статей в главе об экономических преступлениях, которая называлась “Преступления против социалистического экономического порядка” и содержала всего 15 статей. Теперь глава называется “Преступления против порядка социалистической рыночной экономики” и содержит свыше 90 статей.

В отдельную (заключительную) главу Кодекса выделены воинские преступления, отдельные главы составляют такие преступления, как коррупция и взяточничество, преступления против интересов национальной безопасности. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государстве и обществе с гуманизацией права и правосудия. Принятие новых редакций УПК и УК КНР свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться достаточно обширный пласт модернизированного законодательства по различным отраслям права. Однако обеспечение действия права в социально-экономической и политической жизни Китая — непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культурной отсталости, распространением образования, преодолением пережитков феодального прошлого.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА Законы Хаммурапи, царя Вавилона (Законы царя Хаммурапи, правившего Вавилоном в XVI- II в. до н. э., дошли до нас почти целиком и приводятся ниже в основной своей части. Нумерация статей условная. Текст воспроизводится по: Вестник древней истории. 1952. N 3). 1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить. 2. Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее (очевидно, имеется в виду испытание водой; разновидность ордалия (божьего суда). Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его. 3. Если человек, выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить. 4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле. 5. Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде. 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить. 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить. 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму (неполноправному свободному человеку), - он может возместить в 30-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить. 9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозяин пропавшей вещи скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца. 10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь. 11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взводит напраслину; его должно убить. 12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе (уйти к судьбе – умереть), то покупатель получает в 5-кратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле, из дома продавца. 13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-го месяца. Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле. 14. Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить. 15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, то его должно убить. 16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить. 17. Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля (сикль- (1/60 мины) единица веса, равная 8,4 г серебра). 18. Если этот раб не назовет своего господина, то должно привести его во дворец, исследовать его дело и возвратить его господину его. 19. Если он удержит этого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить. 20. Если раб бежит из рук схватившего его, то этот человек должен поклясться богом господину раба и будет свободным от ответственности. 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть (дома в Вавилоне были как правило, глиняными). 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить. 23. Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом все пропавшее у него, а община и рабианум (староста общины), на земле и в пределах которых совершен грабеж, должны возместить ему, что у него пропало. 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь. 26. Если редум или баирум (редум и баирум - воины, несшие царскую службу и получившие за это участок земли и другое имущество впользование), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его в замену себя, то этого редума или баи-рума должно убить; нанятый им может забрать его дом. 27. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность. 28. Если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то должно отдать ему поле и сад, и он будет нести повинность своего отца. 30. Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность в течение 3-х лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должно отдавать их ему. Тот, кто взял их и нес его повинность, сам будет нести ее. 31. Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность. 34. Если декум или лубуттум (декум или лубуттум - командные должности в армии) возьмет пожитки редума, причинит вред редуму, отдаст редума в наем, предаст редума на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого дедума или лубуттума должно убить. 35. Если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он теряет свое серебро (имущество, полученное от царя за службу, не могло быть продано). 36. Поле, сад, и дом редума, баирума или приносящего доход (приносящий доход - т.е. несущий повинность) не могут быть отданы за серебро. 37. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку (разбить глиняную табличку означало уничтожить документ, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее ничтожной) должно разбить, а также ой теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину. 40. Надитум (надитум – жрица), тамкар или обязанный другой повинностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом за серебро. Покупатель должен нести повинность, связанную с полем, садом или домом, которые он купил. 42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи. 43. Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля. 44. Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по лености, не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать, вскопать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить ему по 10 курру (курру (гур) - мера емкости, равная 252,6 литра) хлеба за 1 бур (бур (буру) - мера площади, равная 6,35 га).45. Если человек отдаст свое поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за свое поле, а потом Адад (Адад - бог грома, молнии, дождя) затопит поле или наводнение унесет жатву, то убыток падает только на земледельца. 46. Если он не получит арендной платы или отдаст поле из-полу или из третьей доли, то находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить по условленному соотношению частей. 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ; также и проценты за этот год он может не отдавать. 50. Если он отдаст в погашение долга уже возделанное (хлебное) поле или возделанное кунжутное поле, то находящийся на поле хлеб или кунжут должен взять только хозяин поля и должен вернуть тамкару (купцу) серебро и проценты на него. 51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг, то он может отдать тамкару (хлеб или) кунжут в цену се-ребра, а также проценты на него, которое он взял у тамкара, согласно царским установлениям (царский тариф - 20% годовых для денежного займа, (серебро) и 331/3% при хлебном займе). 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеба или кунжута, то это не должно менять его договора. 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. 54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода. 60. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. 78. (Если....) живущий в доме человек отдаст хозяину (дома) полностью (его) годовую наемную плату, (но) хозяин дома прикаж(ет) жи(льцу) вый(ти) до истечения (его) срока, то хозяин- дома, ра (ди) того, что он заставил жильца (выйти) из своего дома до истечения (его) срока, (теряет) серебро, которое дал ему жилец. 89. Если тамкар отдаст (хлеб) или серебро в долг под проценты, то на 1 курру (он может взять 100 ка (ка - мера емкости, равная 0,84 литра) зерна как процент) - если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше (ше (шеум) - мера веса, равная 0,046 г) как процент. 99. Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну. 102. Если тамкар ссудит шамаллума (шамаллум - мелкий торговец, одновременно выполняющий поручения тамкара) серебром беспроцентно, а тот потерпит убыток, там, куда отправится, то он должен вернуть тамкару основную сумму. 103. Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и быть свободным от ответственности. 104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое, имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он отдает тамкару. 105. Если шамаллум будет небрежен и не возьмет документа с печатью о серебре, которое он отдал тамкару, то серебро, на которое не дано документа с печатью, не причисляется к счету. 106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро и отопрется перед своим тамкаром, то этот тамкар должен изобличить шамаллума перед богом и свидетелями в получении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро, которое он взял, в тройном размере. 107. Если тамкар поручит что-либо шамаллуму и шамаллум вернет своему тамкару все, что дал ему тамкар, а тамкар отопрется перед ним в получении чего-либо, что дал ему шамаллум, то этот шамаллум должен изобличить тамкара перед богом и свидетелями, и тамкар, за то, что он отпирался перед своим шамаллумом, должен отдать шамаллуму все полученное им в 6-кратном размере. 109. Если в доме корчемницы сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет ко дворцу, то эту корчемницу должно убить. 110. Если надитум или энтум (энтум - жрица), не живущая в обители, откроет корчму или войдет в корчму для питья сикеры (вина), то эту свободную женщину должно сжечь.113. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг. 114. Если человек не имеет за человеком долга хлебом или серебром, а будет держать его заложника, то за каждого заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра. 111 Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии. 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он – раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все, данное им в долг. 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу. 119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар, и выкупить свою рабыню. 120. Если человек ссыплет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне. 122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать на хранение. 124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или чтобы то ни было перед свидетелями, и тот отопрется перед ним, то этого человека должно изобличить и он должен вернуть все, от чего отпирался, вдвойне. 126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: "У меня пропало нечто", и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал. 127. Если человек протянет палец (то есть обвинит в дурном поведении) против энтум или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека должно повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски (то есть выбрить знак рабства). 128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена. 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба. 130. Если человек изнасилует жену человека, не познавшую мужчину и живущую в доме своего отца (очевидно, речь идет о девушке, еще не выданной замуж, но уже обещанной и, возможно, даже оплаченной женихом), и возляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человека должно убить; эта женщина остается свободной от ответственности. 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, то она должна произнести клятву богом и может вернуться в свой дом. 132. Если против жены человека будет протянут палец из-за другого мужчины, а лежащей с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна броситься в Реку. 134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна. 135. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, и поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу; дети следуют за их отцами. 138. Если человек покидает свою первую супругу, не родившую ему детей, то он должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, а также восполнить ей приданое, принесенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее. 141. Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня. 142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: "Не касайся меня", то должно исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна. Она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца. 143. Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом. позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду. 144. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, эта бесплодная женщина даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек вознамерится взять себе наложницу, то того не должно позволять этому человеку, он не может взять наложницу. 145. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему иметь детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом; эта наложница не должна равняться с бесплодной женой. 146. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожою, то так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро; она может наложить на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням. 150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать. 153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол. 159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: "Я не возьму твоей дочери", то отец девушки может забрать все, что было принесено ему. 160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не отдам тебе моей дочери", то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему. 162. Если человек возьмет себе жену, она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то ее отец не может предъявлять претензии из-за ее приданого; ее приданое принадлежит только ее детям. 163. Если человек возьмет себе жену и она не даст ему иметь детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то если его тесть вернет ему выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя, ее муж не может предъявлять претензии из-за приданого этой женщины - ее приданое принадлежит только дому ее отца. 165. Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах, поле, сад или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, он должен взять подарок, данный ему отцом, и, сверх того, они должны разделить между собою достояние отцовского дома поровну. 166. Если человек возьмет жен для сыновей, которых он имеет, а для своего меньшего сына не возьмет жены, то после того как отец уйдет к судьбе, когда братья станут делиться, из достояния отцовского дома они должны установить меньшему брату, не взявшему еще жены, кроме его доли, серебро на брачный выкуп и дать ему взять жену. 167. Если человек возьмет себе жену и она родит ему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе и после смерти ее он возьмет себе другую женщину и она также родит детей, то потом, когда отец уйдет к судьбе, дети не должны делиться по матерям; они должны взять приданое своих матерей и разделить достояние отцовского дома поровну. 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства. 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства. 170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", причислит их к детям супруги, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять свою часть первым. 171. А если отец при своей жизни не скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", то после того, как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не могут делить с детьми супруги достояние отцовского дома. Рабыня и ее дети должны быть отпущены на свободу, дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни претензии об обращении в рабство. Супруга получит свое приданое и вдовью долю, которую ей дал и отписал ей посредством документа ее муж, и будет жить в жилище своего мужа и пользоваться всем этим, пока жива, но не может отдавать за серебро; что останется после нее, принадлежит только ее детям. 175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство. 176. А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она, когда он брал ее замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым из своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселятся вместе, создадут дом и приобретут движимое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб мушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна получить свое приданое, а все, что муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей. Если у дочери человека не было приданого, то все, что муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для своих детей. 178. Если жрице энтум, надитум или зикрум (зикрум - жрица), которой ее отец дал приданое и написал документ, он не запишет в написанном для нее документе, что она может отдать то, что останется после нее, куда захочет, не предоставит ей свободного распоряжения, то после того, как отец уйдет к судьбе, ее братья получают ее поле и сад и должны давать ей, сообразно с размером ее доли, выдачу хлебом, маслом и шерстью. И этим удовлетворять ее...Она может пользоваться полем, садом и всем, что дал ей ее отец, пока жива; отдавать их за серебро и уплачивать ими другому она не может; ее наследственная доля принадлежит только ее братьям. 179. Если жрице энтум, надитум или зикрум, которой ее отец дал приданое и написал документ с печатью, он запишет в написанном для нее документе, что она может отдать то, что останется после нее, куда захочет, предоставит ей свободное распоряжение, то после того, как отец уйдет к судьбе, она может отдать, что останется после нее, куда захочет; ее братья не могут ничего требовать с нее по суду. 182. Если отец не даст приданого своей дочери - надитум Мардука Вавилонского (Мардук - бог, покровитель Вавилона), не напишет ей документа с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, она получает при разделе с братьями из достояния отцовского дома 1/3 своей наследственной доли; повинности она не должна нести; то, что останется после нее, надитум Мардука может отдать, куда захочет. 185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду. 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду. 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца. 190. Если человек вырастит малолетнего, которого он усыновил, но не причислит его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца. 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: "Ты не мой отец" или "Ты не моя мать", то ему должно отрезать язык. 193. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум узнает о доме своего естественного отца и возненавидит отца, вырастившего его, или мать, вырастившую его, и уйдет в дом своего отца, то ему должно вырвать глаз. l95. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы. 196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз. 197. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость. 198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра. 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены. 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб. 201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра. 202. Если человек ударит по щеке большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. 203. Если кто-либо из людей ударит по щеке кого-либо из людей, кто подобен ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. 204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра. 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. 206. Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться: "Я ударил его не умышленно", а также оплатить врача. 207. Если тот умрет от его побоев, то он должен поклясться, и если потерпевший - кто-либо из людей, он должен отвесить 1/2 мины серебра. 208. Если потерпевший - кто-либо из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра. 209. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра. 210. Если эта женщина умрет, то должно убить его дочь. 211. Если он причинит побоями дочери мушкенума выкидыш ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра. 212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить 1/2 мины серебра. 213. Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен отвесить 2 сикля серебра. 214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить 1/3 мины серебра. 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра. 216. Если больной - кто-либо из мушкенумов, то он должен получить 5 сиклей серебра. 217. Если больной - раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра. 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему должно отрезать пальцы. 219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он должен возместить раба за раба. 220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо и повредит его глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены. 221. Если врач срастит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль, то больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра. 222. Если больной кто-либо из мушкенумов, то он должен отдать 3 сикля серебра. 223. Если больной - раб человека, то господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра. 226. Если цирюльник без ведома господина раба сбреет рабский знак не своего раба, то этому цирюльнику должно отрезать пальцы. 227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреет рабский знак не своего раба, то этого человека должно убить и зарыть в его воротах; цирюльник должен поклясться: "Я сбрил неумышленно", и быть свободным от ответственности. 228. Если строитель построит человеку дом и завершит ему его, то тот должен дать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый cap (сap - мера площади, равная 35 м2) площади дома. 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. 230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя. 231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба. 232. Если он погубит достояние, то он должен возместить все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно, так что он обвалился, должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет. 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна. 237. Если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, растительным маслом, финиками или каким бы то ни было грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся на нем, то корабельщик должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем. 238. Если корабельщик потопит судно, но поднимет его из воды, то он должен отдать серебром половину его покупной цены. 244. Если человек наймет быка или осла и его убьет в степи лев, то убыток ложится только на его хозяина. 245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка. 246. Если человек наймет быка и сломает ему ногу или рассечет ему жилу на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка. 249. Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет, то человек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть свободным от ответств

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: