Двуаспектность живой вещи восприятия. Келер против Дриша

Телесные вещи созерцания, в которых принципиально дивергентное отношение внутреннего и внешнего предмет­но выступает как принадлежность их бытия, называются живыми. {...]

Вещь, являющая себя живой, конечно, отнюдь не выпадает тем самым целиком из ряда вещей вообще. Сущностные свойства телесной вещи остаются те же, идет ли речь о неживых или живых вещах. [...] Но только относительно неживых вещей живые обладают вдобавок жизнью, тем загадочным свойством, которое, хоть оно и свойство, изменяет не только материально явление соот­ветствующей вещи, но, кроме того, и формально — спо­соб ее явления. [...]

5. Как возможна двуаспектность! Сущность границы

[...] Чтобы в каком-нибудь образовании можно было отличать направление вовнутрь от направления вовне, в нем должно быть что-то такое, что нейтрально по отно­шению к самим направлениям и позволяет установку в том или ином направлении. В этой нейтральной зоне оба направления, как говорится, натыкаются друг на друга, из нее они исходят. Проходя через нее, переходят из одной области в другую. Различие направлений обеих областей сохраняется, если при прохождении через нейтральную зону переворачивается смысл направления. Поскольку нейтральная по отношению к направлениям зона сама не

[108]

может занимать никакой области, которая устраняла бы исключительность противоположности направлений в со­ответствующем образовании и ставила бы наряду с внешним и внутренним некое реально указуемое «между», она является границей.

Поэтому можно придать такую форму положению, что живые тела в их явлении демонстрируют принципиально дивергентное отношение внутреннего и внешнего как пред­метную определенность: у живых тел являющаяся, нагляд­ная граница.

Наглядные границы у всех вещественных тел находятся там, где они начинаются или кончаются. Граница вещи — это ее край, которым она натыкается на нечто иное, чем она сама. Одновременно это ее начало или прекраще­ние определяет образ (Gestalt)7 вещи или тот контур, линию которого можно проследить при помощи чувств. В контурах, внутри своих краев заключено вещественное тело, или, что здесь то же самое, контурами, своими краями, вещь определена как таковая. {...]

[...] Контур границы как свойство принадлежит наруж­ной поверхности, покрывающей ядро вещи, поверхности, куда излучает ядро. Относительно этой внутренности, никогда не становящейся явной, контур границы распола­гается во внешней сфере вещи. В качестве пространст­венной границы он выступает зоной появления только от­носительной дивергенции направлений, в то время как в качестве свойства (в рамках абсолютной дивергенции аспектов телесной вещественности) он сам представляет собой внешнюю определенность.

Но требуется предметно указуемая в качестве свойства граница, которая одновременно выступает зоной появле­ния абсолютной дивергенции направлений. Эта граница должна быть как пространственной границей, или конту­ром, ибо она предметно должна выступить в явлении, так и аспектной границей, где происходит резкое измене­ние двух сущностно непереводимых друг в друга направ­лений. Из этого требования вытекает, что граница орга­нической формы как образ (Gestalt) должна иметь на-добразный, неисчерпываемый образом характер. {...]

Как может вещь выполнить требование об объедине­нии обеих функций границы? Иначе говоря, при каких условиях контур телесной вещи образует решающее из ее свойств (и постольку определяет ее сущность), так что принадлежность контура границы к вещи и его опреде-

[109]

ляющее значение для вещи больше не могут взаимно нейтрализоваться, как это всегда бывает с так называемы­ми свойствами вещи? Какое условие должно быть выпол­нено, чтобы в относительном (пространственном) ограни­чении имело место необратимое пограничное отношение внешнего и внутреннего?

Ответ звучит парадоксально: если тело, помимо своего ограничения, имеет свойство переходить саму границу, тогда ограничение есть одновременно пространственная граница и аспектная граница, а контур, без ущерба для его образности, получает значение целостной формы.

Таким образом, все дело в отношении ограниченного тела к своей границе. Здесь возможны два случая.

1. Граница есть лишь виртуальное «между» телом и примыкающей средой, то, «где» оно начинается (прекра­щается), поскольку иное в нем прекращается (начинает­ся). Тогда граница не принадлежит ни только телу, ни только примыкающей среде, но принадлежит обоим, поскольку прекращение одного есть начало другого. Она есть чистый переход от одного к другому, от другого к одному и действительна лишь как «поскольку» именно этой обоюдной определенности. В этом случае граница есть нечто отличное от реального ограничения, принадлежа­щего телу как его контур, и хотя и не проходит, собственно, «рядом» с ним, но все же есть нечто внешнее для него самого, ибо переход к другому хотя и обеспечивается ограничением, но не принадлежит к его сущности как осуществление, т. е. не необходим для бытия тела.

2. Граница реально принадлежит телу, которое тем самым не только обеспечивает в качестве ограниченного своими контурами переход к примыкающей среде, но в своем ограничении осуществляет переход и является этим самым переходом, поэтому граница здесь становится сущей, ибо она не есть больше (представленное в качестве линии или плоскости и в этом, собственно, фальсифици­рованное) «поскольку» обоюдной определенности, ничего не означающий сам для себя пустой переход, но сама по себе принципиально отличает ограниченное ею образова­ние от иного как иного.

Тело начинается не постольку, поскольку прекраща­ется примыкающая среда (или наоборот), но его начало или прекращение независимо от вне него сущего, хотя чувственная констатация не в состоянии прямо показать эту независимость по чувственным признакам. Как кон-

[110]

тур (ограничение, образ) форма, конечно, включает оформленное образование в единое пространство созерца­ния и тем самым подчиняет его структуре сквозной обоюд­ной определенности.

Т означает ограниченное тело, С — ограничивающую среду. Фи­гура 1 символизирует пустое «между» границы, не принадлежащей ни Т, ни С, соответственно, как Т, так и С. В фигуре II пустое «между» выпадает, так как граница принадлежит самому ограничен­ному телу. Различие между обоими случаями выражает комбинация стрелок: взаимному ограничению Т и С в случае 1 противостоит «аб­солютное» ограничение в случае II.

Сразу понятно, что в случае II тело должно обнару­живать требуемый принципиальный двойной аспект, со­гласно которому оно является как единство внешнего и внутреннего. [...]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: