Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну. 7 страница

Тезис третий: журналистская деятельность по реализации тезиса второго основывается на свободе слова, как она гарантирована ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Тезис четвертый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать: а) доступ без ограничений к профессии журналиста; б) редакционную независимость; в) доступ к информации в порядке обеспечения политики информационной открытости; г) защиту конфиденциальности источников журналистской информации.

Тезис пятый: чтобы журналисты могли реализовать тезис второй, им нужно гарантировать также: а) возможность профессиональной подготовки журналистов; б) возможность диалога журналистов и функционеров СМИ с органами власти; в) защиту журналистов, работающих в ситуациях напряженности; г) прозрачность отношений собственности и контроля в сфере массовой информации.

Тезис шестой: вмешательство органов власти в деятельность журналистов по реализации тезиса второго путем ограничения гарантий, предусмотренных тезисом четвертым, может иметь место только в том случае, если ограничение соответствует всем перечисленным ниже условиям: а) оно фигурирует в полном и исчерпывающем списке ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; б) оно необходимо в демократическом обществе и отвечает настоятельным общественным потребностям; в) оно ясно и точно установлено законом; г) оно ограничительно интерпретируется правоприменительной практикой; д) оно пропорционально преследуемой цели.

Тезис седьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен занимать этичные и ответственные позиции, сохраняя прежде всего независимость и критический подход.

Тезис восьмой: выполняя социальные функции, предусмотренные тезисом вторым, журналист должен соблюдать следующие правила профессии: а) уважать право аудитории получать точную информацию о фактах и событиях; б) собирать информацию честными способами; в) честно представлять информацию, комментарии и критику, избегая неоправданных покушений на частную жизнь, диффамации и необоснованных обвинений; г) исправлять грубые ошибки, допущенные в распространенной информации; д) сохранять в тайне источники информации; е) воздерживаться от поощрения насилия, ненависти, нетерпимости или дискриминации.

Тезис девятый: органы власти, рассматривая соблюдение правил профессии, предусмотренных тезисом восьмым, должны проявлять сдержанность и признавать за журналистскими организациями право вырабатывать нормы саморегуляции.

Наконец, следует принять во внимание серию деклараций о содействии развитию независимой и плюралистической прессы, принятых на региональных семинарах ЮНЕСКО в Виндхуке (Намибия, 1991 г.), Алма-Ате (Казахстан, 1992 г.), Сантьяго-де-Чили (1994 г.), Сане (Йемен, 1996 г.) и Софии (Болгария, 1997 г.). С одной стороны, в этих


документах осуждаются попытки правительств ущемить свободу прессы. С другой стороны, упомянутые декларации содержат конкретные нормы, в целом составляющие комплексный план действий по укреплению свободы прессы в соответствующем регионе планеты. В Софийской и других подобных декларациях закрепляются также основополагающие деонтологические нормы в сфере массовой информации. "Профессионально правильные методы журналистской работы, - указывается в Софийской декларации, - являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений и давления со стороны особо заинтересованных групп. Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов". Тем самым определяются границы государственного вмешательства и зоны профессиональной саморегуляции.

Роль судебной власти в обеспечении свободы массовой информации. В Законе о СМИ именно суд является конечной точкой практически всех используемых здесь юридических алгоритмов. Согласно ч. 1 ст. 61 в суд могут быть обжалованы: любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ; решение комиссии по

телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание; нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации; нарушение порядка аккредитации. Ч. 3 ст. 45 Закона о СМИ дополнительно включает в этот перечень случаи отказа в опровержении или ответе либо нарушение порядка их распространения.

Кроме того, только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (ч. 1 ст. 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (ст. 16), о прекращении распространения продукции СМИ (ч. 1 ст. 25), о возложении ответственности за нарушения законодательства о СМИ (ст. 5860), о возмещении морального вреда (ст. 62).

Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей юрисдикции, рассматривает также Конституционный Суд РФ, если, разумеется, спор относится к его ведению. Так, 19 мая 1993 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты "Известия" в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. "О газете "Известия"". Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации было также Постановление IX Съезда народных депутатов "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации". Среди актов Конституционного Суда Российской Федерации, имеющих отношение к статусу СМИ, отметим также решение о привлечении главного редактора "Российской газеты" к ответственности за неуважение к суду.

См., напр.: Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

2 Цит. по: Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М, 1998. С. 112.

3 См.: Recommendations and Resolutions adopted by the Parliamentary Assembly of the Council of Europe in the

media field. Strasbourg, 1997; Recommendations and Declarations adopted by the Committee of Ministers of the

Council of Europe in the media field. Strasbourg. 1998.

9.4. СМИ как объект права и юридическая фикция

Правовая категория "средства массовой информации" является определяющей в общей системе права массовой информации. От того, какое содержание вкладывает законодатель в это понятие, зависит все дальнейшее построение законодательства о СМИ. Так, в ст. 2


Закона о СМИ средства массовой информации рассматриваются как форма периодического распространения массовой информации, то есть не как субъект, а как объект права.

Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т. е. смешение объекта с субъектом - достаточна типичная ошибка. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда

Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций" (в ред. постановления Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6) СМИ ошибочно отождествляется с юридическим лицом, когда говорится о предъявлении иска "к средству массовой информации" (п. 5) и о "возложении на средство массовой информации обязанности" (п. 7). Очевидно, что СМИ рассматриваются здесь не как объект права, а как его субъект, что не соответствует Закону о СМИ.

К кому же виду объектов права следует отнести СМИ? В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения. И здесь мы должны обратить внимание на другой вид объектов гражданских прав, в котором принципиальное значение имеет именно форма. Речь идет об интеллектуальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" 1993 г. газеты, журналы и другие периодические печатные издания являются самостоятельными объектами авторского права, исключительное право на использование которых принадлежат лицу, осуществляющему их выпуск (издание). Точно так же самостоятельными объектами смежных прав являются передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 40, 41).

Вот почему СМИ следует рассматривать как объект права sui generis, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания. Более того, все прошлые и будущие выпуски одной и той же газеты объединяются ни чем иным, как названием данного СМИ. Постоянство названия особо подчеркивается в содержащихся в ст. 2 Закона о СМИ определениях понятий "периодическое печатное издание" и "радио- и телепрограмма". Отсюда вытекает связь СМИ как объекта права с таким самостоятельным объектом права, как средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ

или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Однако средство массовой информации не тождественно средству индивидуализации, т. е. своему названию, поскольку СМИ включает в себя весь тот объем исключительных прав, которые связаны с его содержанием, облеченным в определенную форму и являющимся результатом интеллектуальной деятельности редакции.

Вот почему наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического


печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникалъной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.

Отсюда следует, что содержащуюся в ст. 1 Закона о СМИ норму о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на СМИ. Одновременно могут существовать и вещные права, например, на имущество редакции.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс. Это особенно характерно для государственных печатных СМИ, среди которых достаточно распространена такая правовая схема, при которой, например, законодательное собрание является учредителем или соучредителем издания, а редакция, организованная в форме коммерческой организации, принадлежит как имущественный комплекс совершенно другому субъекту. Причем, если редакция организована в форме предприятия, то в состав ее имущественного комплекса, помимо прочего, входят и ее продукция, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и ее продукцию.

Название СМИ, товарный знак, фирменное наименование. Право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием связаны имидж издания, его рейтинг, круг постоянных авторов, читателей, рекламодателей и

партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками.

Как известно, ст. 20 Закона о СМИ обязывает решать вопрос о передаче и (или) сохранении права на название в уставе редакции. Казалось бы, широта выбора здесь безгранична. Однако не нужно забывать, что исключительные права на средства индивидуализации продукции входят в имущественный комплекс организации, осуществляющей выпуск СМИ, как нематериальные активы. И никто не вправе произвольно отобрать эти права. Правда, наименования СМИ не тождественны таким более традиционным видам средств индивидуализации, как товарные знаки и фирменные наименования. Причем невозможно требовать, чтобы наименование СМИ было защищено товарным знаком или совпадало с фирменным наименованием организации, осуществляющей его выпуск.

Отличие наименования СМИ от словесного товарного знака состоит, во-первых, в том, что продукция СМИ совсем не обязательно является товаром. Средства индивидуализации здесь нужны прежде всего для того, чтобы различать не товары, а источники информации и мнений, направления общественной мысли и практики.

Во-вторых, согласно Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г., товарный знак может быть зарегистрирован только на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 2). В то же время Закон о СМИ признает право учреждать СМИ и за объединениями граждан, которые - в соответствии, например, с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. - совершенно не обязаны регистрироваться и, таким образом, приобретать права юридического лица (ст. 21, 27).

В-третьих, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантирует право на информацию каждому, а не только тем физическим лицам, которые осуществляют


предпринимательскую деятельность. Свобода массовой информации рассматривается как международным, так и конституционным правом как разновидность гражданских, а не экономических свобод человека. Следовательно, тем гражданам, которые учреждают СМИ без цели извлечения прибыли, Закон о товарных знаках не сможет помочь защитить права на название.

В-четвертых, срок действия регистрации товарного знака ограничен десятью годами, тогда как регистрация СМИ, а значит и правовая охрана его наименования, бессрочна.

В-пятых, права на товарный знак могут быть утрачены в случае, если он не используется в течение пяти лет, тогда как свидетельство о регистрации СМИ может быть признано судом недействительным, если средство массовой информации не выходило более одного года.

В-шестых, основания к отказу в регистрации СМИ и товарного знака совершенно различны. В отличие от Закона о СМИ Закон о товарных знаках различает абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации.

В то же время следует отметить и определенное сходство в правомочиях владельца товарного знака и учредителя СМИ. И тот и другой имеют исключительное право пользоваться и распоряжаться своим средством индивидуализации, а также запрещать его использование другими лицами.

Судебная практика знает немало примеров конфликтов товарных знаков и наименований СМИ. Так, некоммерческое партнерство "Институт семьи и собственности", зарегистрировав словесный торговый знак "Свадьба", предоставило исключительную лицензию на его использование агентству "ЗАГС-ИНФО". В свою очередь, агентство обратилось в арбитражный суд с иском к учредителю журнала "Свадьба", требуя запретить издание, распространение и рекламу журнала. Суд отказал в иске, но одновременно запретил учредителю журнала выпускать другую печатную продукцию под указанным названием и вообще использовать обозначение "Свадьба" в отношении товаров, закрепленных за товарным знаком.-

Возможна и противоположная ситуация. Так, в июне 1995 г. в Удмуртской Республике была зарегистрирована газета "АИФ Удмуртии", учрежденная ЗАО "Республика". Однако с 10 апреля 1997 г. в результате регистрации в Роспатенте у ЗАО "Аргументы и факты" возник приоритет на товарный знак "АиФ". В 1999 г. ЗАО "Аргументы и факты" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ЗАО "Республика" о прекращении нарушения

исключительных прав на товарный знак. Суд признал иск подлежащим удовлетворению, поскольку обозначение "АИФ Удмуртии" может рассматриваться как сходное до степени смешения с обозначением "АиФ", а значит является нарушением исключительных прав владельца товарного знака.

Из этих примеров видно, чем должен в подобных случаях руководствоваться суд. Во-первых, он должен определить, какое средство индивидуализации появилось в обороте раньше: наименование зарегистрированного СМИ или зарегистрированный товарный знак. Во-вторых, суд должен выяснить, является ли наименование СМИ известным в стране. Если издание зарегистрировано и начало выходить раньше момента поступления в Патентное ведомство (Российское агентство по патентам и товарным знакам) заявки на регистрацию товарного знака и издание имеет известность среди населения, то суд имеет основание полагать, что в данном случае налицо попытка недобросовестной конкуренции,


а значит должен отдать предпочтение тому, кому принадлежит наименование средства массовой информации.

Закон о СМИ (ст. 20) предусматривает, что в уставе редакции должна быть определена судьба названия в случае смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации, реорганизации или изменения организационно-правовой формы редакции. Следовательно, журналистский коллектив, принимая устав редакции, и учредитель, утверждая устав, могут установить согласованные правила, касающиеся наименования СМИ. Например, они могут закрепить право журналистского коллектива давать согласие на передачу исключительных прав на использование названия третьему лицу. Журналистский коллектив может и сам претендовать на получение исключительных прав на использование наименования СМИ (в порядке, предусмотренном уставом редакции), поскольку, как отмечалось выше, Закон о СМИ признает право учреждать средства массовой информации не только за юридическими и физическими лицами, но также и за объединениями граждан, не имеющими юридического лица.-

Правовая категория наименования СМИ имеет некоторые черты сходства и различия с правовой категорией фирменного наименования. Хотя в ГК РФ такой объект исключительных прав, как фирменное наименование упоминается неоднократно, однако ввиду отсутствия специального федерального закона отдельные вопросы по сей день регулируются Положением о фирме, утвержденным постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г.

Гражданский кодекс однозначно связывает фирменное наименование только с коммерческими юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако, как уже отмечалось выше, свобода массовой информации относится не к экономическим, а к гражданским свободам. Вот почему гражданину, вознамерившемуся учредить СМИ или взять на себя функции редакции СМИ, совсем не обязательно учреждать коммерческую организацию или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность, конечно, не имеет целью извлечение прибыли.

На практике многие юридические лица, осуществляющие выпуск средств массовой информации, учреждаются в организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы иметь исключительные права на использование своих наименований. Однако Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. не дает оснований для отождествления наименования некоммерческой организация с фирменным наименованием. Он также не отвечает на

вопрос, входят ли права на наименование в состав имущества некоммерческой организации как нематериальные активы.

МЩелокова Л. Зачем журналу товарный знак? // Профессия - журналист. 2001. № 3. С 52. -Впрочем, вопрос о судьбе права на название решается в Законе о СМИ далеко не однозначно. Существует неявная зависимость между упомянутыми выше положениями, касающимися содержания устава редакции, и требованиями ч, 4 ст. 18 Закона. "Учредитель, - закрепляется здесь, - может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей". Отсюда вытекает, что учредитель вправе передать исключительное право на использование наименования только таким образом, а не любым, определенным в уставе редакции. Более того, в ч. 4 ст. 18 указываются последствия ликвидации или реорганизации организации-учредителя, которые также влияют на решение судьбы права на наименование СМИ. Здесь закреплено, что права и обязанности учредителя в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Однако ГК РФ в данном вопросе корректирует Закон о СМИ в той


части, в какой речь идет именно о гражданско-правовых отношениях. Вот почему в случае реорганизации учредителя право на название как на средство индивидуализации переходит к его правопреемнику в силу ст. 58 ГК. В случае же прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации право на название может перейти к редакции или журналистскому коллективу, но не в силу правопреемства, а во исполнение обязательств учредителя, если таковые были зафиксированы в уставе редакции или договоре между редакцией и учредителем.

9.5. Субъекты права массовой информации

Учредитель, редакция, издатель и собственник имущества составляют четырехугольник, в котором правоотношения определяются системой договоров между сторонами, как то предусмотрено ст. 22 Закона о СМИ. В договоре между учредителем и редакцией определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции.

Напомним, что в случае, когда СМИ имеет нескольких соучредителей, последние только совместно выступают в качестве учредителя. Казалось бы, отсюда следует, что и договор с редакцией должны подписывать все учредители сообща. Однако исходя из реалий функционирования СМИ в России, Закон допускает в данном случае исключение из общего правила и разрешает редакции заключать договоры как со всеми соучредителями вместе, так и с каждым в отдельности.

Естественно, конкретные условия в договорах зависят от множества обстоятельств, однако важнейшим является организационно-правовая форма существования редакции. Существование редакции в качестве юридического лица не только не противоречит духу и букве Закона о СМИ, но, напротив, позволяет редакции стать полноценным субъектом правоотношений, приобрести полную гражданскую правоспособность, включая право выступать в суде в качестве истца и ответчика. Форма юридического лица редакции может быть любой из тех, что предусмотрены гл. 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица принимается его учредителем. Если газета как средство массовой информации имеет несколько соучредителей, то вполне вероятно, что все они пожелают стать учредителями редакции. В этом случае решение о выборе организационно-правовой формы

редакции должно быть согласованным между ними. Кроме того, такое решение следует предварительно согласовать с коллективом журналистов - штатных сотрудников редакции, поскольку в силу требований ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ именно этот коллектив правомочен принимать устав редакции с последующим его утверждением учредителем (соучредителями) средства массовой информации.

Конечно, не исключено, что собственник СМИ не пожелает согласовывать с журналистским коллективом свое решение о выборе для редакции организационно-правовой формы. Это его право. Однако наличие утвержденного собственником в обход журналистов устава юридического лица не является основанием для отсутствия устава редакции в смысле ст. 20 Закона о СМИ. Указанные документы, хотя и преследуют сходные цели, но имеют различную правовую природу, порядок принятия и утверждения, что не препятствует их совмещению в едином документе. Оптимальным представляется такой вариант, когда редакция имеет единый устав, отвечающий требованиям,


предъявляемым как Гражданским Кодексом, так и Законом о СМИ. Если подобное невозможно, необходимо принятие двух документов, в совокупности определяющих правовой статус редакции: устава редакции как юридического лица и устава редакции как субъекта информационных правоотношений в смысле ст. 20 Закона о СМИ. Подробнее эти вопросы рассматриваются в следующей главе.

Институт учредителя СМИ. Правила учреждения и регистрации СМИ, необходимые для оформления юридического факта рождения нового СМИ и признания за ним правового состояния средства массовой информации, отличаются от общих правил создания юридических лиц. Это связано с тем, что, во-первых, согласно ч. 3 ст. 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается "форма периодического распространения массовой информации", которая, естественно, не может быть юридическим лицом. Во-вторых, как это предусмотрено ч. 2 ст. 19, редакция может быть юридическим лицом, но может им и не быть, если, например, она является внутренним подразделением какого-либо предприятия, организации или учреждения либо вообще в этом качестве выступает физическое лицо. Наконец, в-третьих, если бы правовое состояние СМИ не порождало никаких специфических прав и обязанностей, то смысла не было бы ни в особых процедурах учреждения и

регистрации, ни в самом существовании Закона о СМИ. Там, где СМИ юридически неотличимы от других субъектов права, нет необходимости и в законах о СМИ.

Первая стадия обретения правового состояния СМИ - учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению правомочного физического или юридического лица. Закон СССР о печати впервые ввел понятие учредителя средства массовой информации, заменяющее чисто советскую категорию организации, печатным органом которой является данное СМИ.

По контрасту со старыми советскими порядками, когда любое СМИ могло появиться на свет только по решению или с разрешения ЦК КПСС, закон признал право быть учредителем за широким кругом субъектов.

Во-первых, учредителем СМИ может быть любой совершеннолетний, т.е. достигший 18-летнего возраста, гражданин РФ, за исключением отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольных, признанных судом недееспособными. На лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих на территории РФ, распространяется национальный режим и таким образом они приравниваются к российским гражданам. Иностранцы, напротив, этого права лишены. За иностранными юридическими лицами Закон о СМИ признает право учреждать любые СМИ, кроме телевизионных и видеопрограмм, распространяемых на большей части территории России.

Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы и т. д. При этом, как отмечалось выше, им вовсе не обязательно являться юридическими лицами.

В-третьих, - учреждать СМИ вправе организации за исключением тех, чья деятельность запрещена в соответствии с законом. Иными словами, например, общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ.

Наконец, в-четвертых, учредителями СМИ могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Учредителей может быть несколько. В этом случае каждый из них считается соучредителем и только совместно они могут выступать в качестве учредителя. Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о СМИ

соучредители заключают договор, в котором определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними. Хотя закон текстуально не обязывает соучредителей заключить договор, но, предопределяя его содержание, делает его необходимым. Если же учреждается не только СМИ, но и редакция, обладающая правами юридического лица, то учредительный договор становится обязательным в силу требований ст. 52 ГКРФ.

Споры об учредительстве были особенно распространены в первые месяцы после введения в действие с 1 августа 1990 г. Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации". Позднее такие споры возникали, как правило, уже не в связи с регистрацией, а чаще - попытками передела рынка СМИ, смены редакционной политики и т. п. Примечательный пример - дело, рассмотренное Конституционным Судом РФ по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты "Известия" в связи с постановлением Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. "О газете "Известия"". Конституционный Суд РФ охарактеризовал решение парламента возобновить издание газеты представительных органов власти с названием "Известия Советов народных депутатов Российской Федерации" как непосредственно затрагивающее интересы существующей газеты "Известия", учрежденной 23 августа 1991 г. журналистским коллективом ее редакции.

"Решение Верховного Совета, - говорится в постановлении Конституционного Суда РФ, -не исключало вынужденного преобразования газеты "Известия" в газету представительных органов государственной власти Российской Федерации или привело бы к ограничению прав выпускаемой газеты "Известия", связанных с использованием ее прежнего названия и материально-производственной базы. Решения, влекущие такие последствия, способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого средства массовой информации и ограничивают тем самым свободу массовой информации"-.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу газеты "Известия" имеет принципиальное значение по двум основным

позициям. Во-первых, оно определяет неконституционность любого

правоприменительного акта, который НЕ ИСКЛЮЧАЕТ вынужденного изменения редакционной политики и МОЖЕТ ПРИВЕСТИ к ограничению прав по выпуску средства массовой информации. Во-вторых, оно устанавливает, что ограничения свободы массовой информации, основания и порядок их применения определяются в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации". Иными словами, правоприменитель -будь то суд или собрание акционеров - при применении любого закона к такому объекту права, как СМИ, обязан соразмерять свои действия с требованиями Закона о СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: