Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну. 9 страница

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот непреложный факт, что инвестиционная активность в сфере СМИ крупных финансовых структур и сырьевых монополистов имеет целью прежде всего не извлечение дохода, а получение мощных рычагов воздействия на общественное мнение и, главное, влияния на процессы принятия политических решений.-

Естественно, если не поставить процессы концентрации СМИ в разумные рамки, то за сравнительно короткий срок может произойти тотальная монополизация рынка СМИ. Ныне действующее антимонопольное законодательство не в состоянии противостоять процессам монополизации рынка СМИ. С одной стороны, оно закрепляет, что монополистом признается тот, кто занимает не менее 35% рынка. Но, с другой стороны, оно не конкретизирует, как именно подсчитывать эти "тридцать пять процентов" на рынке, например, электронных СМИ? От общего числа зарегистрированных телерадиокомпаний?


От доли рекламного рынка? От числа зрителей? Реальный и практичный механизм может быть построен только с учетом существующего мирового опыта. Особого внимания в этой связи заслуживает Рекомендация № R (99) 1 Комитета Министров стран Совета Европы "О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации", принятая 19 января 1999 г.

Транспарентность СМИ. Разумеется, к вопросам ограничения концентрации можно приступать лишь после того, как будет обеспечена прозрачность отношений собственности.

Цель транспарентности, помимо прочего, в том, чтобы знать, кто реально владеет СМИ, дабы иметь возможность формировать мнение по отношению к распространяемой информации. Эти сведения должны, по крайней мере, указывать на личность тех, кто управляет СМИ. Там же, где СМИ управляется юридическим

лицом, общественности должна быть представлена информация об учредителях этого юридического лица. Однако, как правило, годовые отчеты компаний не публикуются, 90% негосударственных СМИ считают свои отчеты коммерческой тайной, с редакционным уставом (уставом компании) большинство журналистов не знакомы.-

Поскольку контроль может принимать самые различные формы, постольку требования прозрачности должны распространяться не только на владельцев и учредителей СМИ, но также на их аффилированных лиц, а также на рекламодателей, поставщиков содержания, коммуникационных услуг и т. д., т. е. на всех тех, от кого реально зависит выпуск того или иного средства массовой информации. Такие требования предопределяются не только и не столько целью создания условий для осуществления контроля над процессами концентрации СМИ и монополизации отдельных сегментов данной сферы, но прежде всего необходимостью обеспечить представителям аудитории реальную возможность самостоятельно оценивать сообщения и материалы СМИ, зная их финансовые, политические и организационно-производственные связи и обязательства.

В Законе о СМИ есть норма, которую можно интерпретировать как первый шаг к обеспечению транспарентности: ст. 10 требует от учредителя при регистрации СМИ указывать, в отношении каких других средств массовой информации он является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. Разумеется, за первым шагом должны следовать другие. В решении этой проблемы можно опереться на положения Рекомендации Кабинета Министров Совета Европы № R (94) 13 "О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации", принятой 22 ноября 1994 г.

Обеспечение редакционной самостоятельности. В действующем Законе о СМИ закреплен принцип профессиональной самостоятельности редакций и журналистов. Этот принцип на практике подвергается постоянной эрозии из-за того, что сложившиеся в сфере СМИ теневые экономические отношения не способствуют установлению цивилизованных отношений между редакциями и владельцами. Поэтому достижение прозрачности СМИ является,

помимо прочего, необходимым условием редакционной самостоятельности.

Как показывает анализ практики, существующие в Законе о СМИ возможности защитить редакционную самостоятельность, как правило, используются лишь в малой степени или не используются вообще. Во многих редакциях до сих пор отсутствуют редакционные


уставы. Более того, ч. 3 ст. 18 Закона о СМИ устанавливает: "Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)". Следовательно, при отсутствии устава учредитель вообще не вправе вмешиваться в деятельность СМИ. Однако фактически этот запрет никого не останавливает и в случае возникновения судебного или публичного спора учредитель старается доказать, что в деятельность СМИ он не вмешивался, а лишь решал отнесенные к его компетенции предпринимательским правом вопросы деятельности редакции как коммерческой (некоммерческой) организации.

Как уже было сказано выше, в деятельности СМИ главную роль играет свобода выражения мнений. Поскольку владельцы средств массовой информации используют услуги других лиц, журналистов и редакторов для реализации своей свободы слова, постольку они должны соразмерять свое основное право с аналогичным основным правом журналистов. Точно так же как служащий обязан уважать индивидуальные особенности работодателя, так и работодатель обязан уважать личную целостность служащего.

Именно поэтому институт редакционного устава исходит из необходимости нахождения баланса интересов между журналистским коллективом и учредителем СМИ. По сути, редакционный устав является договором между этими субъектами. В пользу договорного характера редакционного устава свидетельствуют три момента. Во-первых, ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ допускает замену Устава договором, если редакция только создана или состоит из менее чем из десяти человек. Во-вторых, устав по необходимости должен в равной степени соответствовать интересам и редакции, и учредителя, поскольку принимается на общем собрании коллектива журналистов- штатных сотрудников редакции (простым большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава) и

утверждается учредителем. В-третьих, именно в уставе должны быть определены взаимные права и обязанности учредителя и редакции.-

Регулирование рекламы в СМИ. Доходы от рекламы являются одним из главных источников финансирования деятельности средств массовой информации. В большей степени от рекламных поступлений зависят негосударственные СМИ, и прежде всего те, которые не имеют постоянных дотаций от контролирующих их бизнес-структур, использующих прессу как инструмент политического влияния.-

Казалось бы, то значение, которое имеет реклама для обеспечения деятельности СМИ, должно было стимулировать формирование развитых механизмов правового регулирования этой сферы. Однако действующее законодательство о рекламе лишь фрагментарно решает вопросы размещения рекламы в электронной и печатной прессе.

Хотя Федеральный закон "О рекламе" воспринял и даже текстуально перенял многие
положения Закона о СМИ, однако он рассматривает средства массовой информации
исключительно как разновидность рекламораспространителей. Подразделяя
ненадлежащую рекламу на недобросовестную, недостоверную, неэтичную, скрытую и
заведомо ложную, Закон о рекламе упоминает о рекламораспространителе лишь
применительно к заведомо ложной рекламе. При этом заведомо ложной признается
реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель,

рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы (ст. 9).

Рекламораспространитель отвечает также за нарушение правил, касающихся времени, места и средств размещения рекламы. Так, запрет прерывать рекламой детские и


религиозные передачи касается места размещения рекламы, а аналогичный запрет в отношении образовательных передач - более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд, - места и времени

размещения рекламы. Что касается средств и времени размещения рекламы, то нарушение может заключаться, например, в размещении рекламы алкоголя и табака по радио и телевидению с 7 до 22 часов местного времени. Кроме того, п. 3 ст. 21 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержит запрет рекламы алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле-и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

Судебная практика знает примеры, когда ответственность за содержание рекламы возлагается на редакцию СМИ как на рекламораспространителя. Сошлюсь на следующее дело. Речь шла об опубликовании в газете рекламной по своему содержанию статьи журналиста без пометки "на правах рекламы". Антимонопольный орган направил газете предписание прекратить нарушение Закона о рекламе. Редакция обратилась в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным. При этом она ссылалась на то, что меры административного воздействия должны быть применены к автору статьи как к рекламопроизводителю. Суд, однако, с такой позицией не согласился, указав, что Законом о рекламе на журналиста не возложена обязанность приведения информации в форму рекламы, готовой для распространения. Следовательно, именно редакция в данном случае должна была предварить авторский текст сообщением о рекламном характере информации либо предотвратить ее публикацию. Невыполнение этой обязанности привело к обнародованию ненадлежащей по содержанию рекламы.- Иными словами, административную ответственность за пресловутые заказные статьи несет редакция СМИ, даже если они явилась личной инициативой журналиста.

В этой связи сошлюсь на примечательное решение Европейского суда по правам человека. Фабула такова: ветеринар Бартольд, выступая в СМИ, призвал учредить ночную ветеринарную помощь. Его коллеги-ветеринары обратились в суд, обвинив его в недобросовестной конкуренции с помощью скрытой рекламы. Европейский суд признал, что решение судебных органов ФРГ о наказании Бартольда нарушает ст. 10 Европейской конвенции о защите прав

человека и основных свобод, так как ветеринар воспользовался свободой выражения мнений, а рекламный эффект носил вторичный характер.-

Следует признать, что содержащиеся в российском законодательстве нормы о рекламе в СМИ, пока далеки от общеевропейских стандартов, закрепленных, прежде всего, в Европейской конвенции о трансграничном вещании. Наиболее ярко это различие проявляется в вопросе о спонсорстве. Закон о рекламе однозначно приравнивает спонсорство к рекламе, признавая спонсорский вклад платой за распространение спонсируемым рекламы о спонсоре и его товарах (ст. 19). Конвенция, напротив, понимает спонсорство как "участие физического или юридического лица, не занимающегося телевещанием или постановкой аудиовизуальных произведений, в прямом или косвенном финансировании программы с целью содействия известности имени, торговой марки или имиджа этого лица". Спонсорство здесь не только не отождествляется с рекламой, но, более того, для него запрещено "поощрять продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьего лица, в особенности посредством специальных содействующих их реализации упоминаний об этих товарах или услугах в таких программах".


Экономическая поддержка СМИ. Выстроенная в 90-х годах система государственной поддержки СМИ исходит из того, что те средства массовой информации, которые по объективным причинам не могут компенсировать свои расходы через размещение рекламы, продажу тиража и т. д., имеют право на определенные льготы. Естественно, налоговые, таможенные, валютные и иные финансовые льготы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации", не распространяются на периодические печатные издания рекламного и эротического характера (ч. 1 ст. 6), поскольку такие издания носят сугубо коммерческий характер и не могут рассматриваться как институты культуры и развития демократии. Впрочем, налоговые льготы просуществовали только до 31 декабря 2001 г., а таможенные были сведены к тем, которые вытекают из присоединения России с апреля 1995 г. к Соглашению о ввозе

материалов образовательного, научного и культурного характера от 17 июня 1950 г. (Флорентийское Соглашение).

Еще одно средство финансовой поддержки СМИ - система государственных дотаций, впервые введенная постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности средств массовой информации" от 17 июля 1992 г. Дотации устанавливались Мининформпечатью РФ под контролем депутатской комиссии пропорционально результатам подписки и тиражу периодических печатных изданий. Причем от получателей дотаций никто не требовал политической лояльности.

В середине 90-х годов система дотаций была пересмотрена. Федеральный закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет" от 24 ноября 1995 г. предусмотрел выделение средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных и городских газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). Право на получение дотаций признается только за теми изданиями, которые включены в Федеральный реестр районных (городских) газет, формируемый Правительством РФ при разработке бюджета и утверждаемый Государственной Думой при принятии бюджета. Одновременно в субъектах Российской Федерации создается целая система комиссий, которые получают от редакций, органов местного самоуправления, журналистских организаций заявки на включение в Реестр и проводят предварительный отбор. При этом от каждого района в Реестр может попасть только одна газета.

Идея выборочной поддержки средств массовой информации получила отражение и в постановлении Правительства РФ "Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации" от 12 января 1996 г. № 11. Здесь предусматривалось, что отдельные "информационно-аналитические материалы информационных агентств, социально значимые телерадиопрограммы и издания" по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены к категории продукции для федеральных государственных нужд с соответствующей закупкой и оплатой из средств федерального бюджета. Кроме того, одно время существовала система правительственных грантов в данной

сфере, предоставляемых в виде возвратных и безвозвратных бюджетных ссуд, налоговых освобождений, лизинга оборудования, товарного кредита и т. д.-

В субъектах Российской Федерации также приняты и действуют нормативные акты об экономической поддержке СМИ. В ряде случаев такие нормативные акты


предусматривают оказание экономической поддержки только тем государственным и муниципальным средствам массовой информации либо тем, которые оказывают органам власти и местного самоуправления информационные услуги. Комплексная система экономической поддержки СМИ на уровне субъектов Российской Федерации предлагается в проекте Модельного закона о средствах массовой информации, разработанного по инициативе Союза журналистов России.

избранная организационно-правовая модель не была лишена некоторого остроумия и походила на

автомобиль для учебной езды: один руль, но две педали тормоза. Предусматривалось на каждую частоту

выдавать не одну, а две лицензии: а) на право занять частоту и включить передатчик - ее должно было

выдавать Минсвязи по согласованию с Мининформпечатью и ВГТРК - и б) на право осуществлять

телевизионное или радиовещание на данной частоте и с помощью данного передатчика - по решению

Мининформпечати, согласованному с Минсвязи. Причем лицензии взаимосвязанные, парные, что должно, по

идее, вынуждать обоих лицензиатов договариваться друг с другом по всем вопросам, лишая владельца

передатчика преимуществ своего монопольного положения.

-Так, ценность "Независимой газеты" определяется не ее тиражом, который сравнительно невелик, а тем

авторитетом, которым она пользуется среди политиков, аналитиков, менеджеров высшего звена и т. д.

-Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М., 2000.

-Модельные уставы редакций см.: Профессиональная самостоятельность редакции. Как ее обеспечить?

Сборник материалов расширенного заседания Секретариата Союза журналистов России. М., 1999; см. также:

www.raj.ru.

-По оценкам Russian Public Relations Group, общий объем рекламного рынка России в 1999 г. составил

порядка 1155 млн долл. США. В 2000 г. объем российского рекламного рынка, по оценкам экспертов, вырос

на 45%. Тот факт, что рекламный рынок приобрел устойчивую тенденцию к росту, в принципе должен

содействовать укреплению независимости СМИ как от государственных дотаций и льгот, так и от других

нерыночных источников финансирования.

^Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе. Приложение к

Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря

1998 г. № 37.

^Решение по делу Barthold v. Federal Republic of Germany (25 марта 1985 r.) - Case-law concerning Article 10 of

the European Convention on Human Rights. - Directorate General of Human Rights. Strasbourg. 2000. P. 5, 21.

-Положение о грантах Правительства Российской Федерации в сфере средств массовой информации. Утв.

Распоряжением Правительства РФ 11 июня 1996 г. № 906-р и списки получателей грантов, утв.

Распоряжением Правительства РФ 2 августа 1997г. №1083-р.

10.2. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации

Наличие у журналиста специфических прав и обязанностей предполагает ясно очерченные границы его правового состояния, наличие которого является юридическим фактом, порождающим их возникновение. Согласно Закону о СМИ существуют: а) правовое состояние журналиста и б) правовое состояние лица, приравненного к журналисту. Журналистом признается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2). В этом определении соединены три компонента: функции журналиста, наличие обязательной регистрации СМИ, характер правовых отношений между журналистом и редакцией.

Лицами, приравненными к журналистам, признаются, во-первых, штатные сотрудники редакций, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых

распространяется исключительно в пределах одной организации; а во-вторых, авторы, не связанные с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемые ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции.


Статус журналиста произволен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ - доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста, как основного функционального звена массово-информационной инфраструктуры общества, главное - право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Речь идет о тех важнейших свойствах, которые в своей совокупности отличают журналистику от других профессий, и прежде всего о ее творческом характере и элементах публичной службы (public service). Отсюда следует обязанность законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей, как лицу, выполняющему общественный долг и ответственному перед своей аудиторией.

Права и обязанности журналиста определяются нормами гл. V Закона о СМИ. Зафиксированные здесь права и обязанности можно подразделить на: а) права и обязанности, связанные с получением информации; б) права и обязанности, связанные с распространением информации; в) права и обязанности, связанные с производством и выпуском средства массовой информации.

К первой группе относятся права и обязанности, которые реализуются в ходе поиска и сбора информации: а) право искать, запрашивать и получать информацию (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ); б) право посещать органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объединений либо их пресс-службы (п. 2); в) право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (п. 3); г) право получать доступ к документам и материалам, за

исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (п. 4); д) право копировать документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собственности) (п. 5); е) право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, когда это запрещено законом (п. 6); ж) право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях (п. 7); з) право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8); и) обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые (п. 3 ч. 1 ст. 49); к) обязанность сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника (п. 4); л) обязанность при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (п. 6); м) обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста (п. 9).

Ко второй группе относятся права и обязанности, которые реализуются в процессе передачи информации от журналиста к аудитории СМИ: а) право распространять информацию (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ); б) право публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собственности) (п. 5); в) право


излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения в СМИ за его подписью (п. 9); г) право снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями права интеллектуальной собственности (п. 11); д) право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей

подписью, под псевдонимом или без подписи (п. 12); е) обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации (п. 2 ч. 1 ст. 49); ж) обязанность получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от него самого или от его законных представителей (п. 5); з) право распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки только при наличии условий, перечисленных в ст. 51.

К третьей группе относятся права и обязанности, реализуемые внутри редакции, в процессе производства и выпуска СМИ: а) право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям (п. 10 ч. 1 ст. 47); б) обязанность соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях (п. 1 ч. 1 ст. 49); в) обязанность ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала (п. 7); г) обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона (п. 8).

Особо следует указать обязанность журналиста при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций (ч. 3 ст. 49), а также право журналиста на защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Их нельзя однозначно отнести к какой-либо одной из перечисленных групп, поскольку они касаются как получения, так и распространения информации, а также производства и выпуска СМИ.

Заслуживает внимания вопрос о соотношении права журналиста проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47) и его обязанности проверять достоверность сообщаемой им информации (п. 2 ч. 1 ст. 49). Рассматривая журналиста как посредника в реализации права гражданина на получение информации, легко понять его место в следующей цепочке "факт - источник информации - журналист - аудитория". Когда журналист является непосредственным очевидцем события, то он обязан точно и добросовестно передать аудитории то, что он сам видел и слышал.

Именно так говорится в Декларации принципов поведения журналистов, утвержденной Международной Федерацией Журналистов (МФЖ): "Освещая события, журналист обязан оперировать только фактами, которые установлены лично им". Отсюда следует, что журналист обязан проверить, насколько достоверно в его сообщении будет изложено то, чему он сам был свидетель.

Однако в большинстве случаев журналист не является непосредственным очевидцем событий и получает необходимые ему сведения от того или иного должностного лица либо от другого источника информации. В таком случае он имеет право проверить


достоверность того, что сообщил ему источник. Например, должностное лицо прислало ответ на запрос информации. Журналист вправе не поверить тому, что содержится в ответе, и проверить, насколько он соответствует действительности. Это его, журналиста, право, но не обязанность.

Проверка достоверности информации становится обязанностью лишь в том случае, если журналист сообщает аудитории то, что стало ему известно от источника, не указывая при этом сам источник. В таком случае он как бы берет на себя роль очевидца, хотя таковым не является, и как очевидец обязан отвечать за достоверность сообщаемой им информации.

Запрос информации. Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, общественным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности.

Закон о СМИ допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. Это означает, что устное обращение журналиста, скажем, к мэру или министру с просьбой дать интервью есть не что иное, как запрос информации в устной форме. Следовательно, ответы интервьюируемого на вопросы журналиста следует рассматривать как ответ на запрос информации. Данный тезис особенно важен с учетом того, что п. 3 ст. 57 освобождает журналиста от ответственности за содержание информации, если она получена в ответ на запрос информации.

Закон предусматривает четыре основных варианта реагирования на запрос информации.

Первый: предоставление информации. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители соответствующих

органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции.

Второй: отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в 3-дневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Третий: отсрочка в предоставлении информации. Такой вариант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть представлены в 7-дневный срок со дня получения письменного запроса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в 7-дневный срок, а также дата, к которой требуемые сведения будут готовы.

Четвертый: волокита с использованием всевозможных бюрократических ухищрений.

Закон о СМИ предоставляет редакции юридическую возможность обжаловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответствующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить запрошенную информацию) и


возместить редакции понесенные убытки, включая неполученные доходы (упущенную выгоду). Правда, практика обращения к судебной процедуре обжалования отказа в предоставлении журналисту информации развита весьма слабо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: