double arrow

Основные этапы развития литературы


Литературный процесс— это историческое существова­ние литературы в её развитии, изменении, взаимодействии литературных явлений и восприятии читателей. Поступа­тельное развитие литературы внутри цивилизации.

Мировая литература— это совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определён­ном взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимо­обогащения, уточнения, полемики.

Творческий метод— это основные принципы оценки, от­бора материала и воспроизведения художественного мира произведения, где оценка — это концепция мира и человека, лежащая в основе мировоззрения писателя, отбор — принци­пы типизации, изображения общего в конкретном художест­венном образе, а воспроизведение — система художествен­ных приёмов и средств, используемых автором (поэтика).

Художественная система— совокупность всех литера­турных произведений, созданных на основе продуктивного творческого метода; включает в себя литературные направ­ления и течения, основывающиеся на данном творческом методе. Таковы художественные системы классицизма, ро­мантизма, реализма, модернизма.

Литературное течение— национальный вариант исполь­зования творческого метода.

Литературная школа— объединение писателей вокруг одного лидера, чьи творческие принципы кажутся им осо­бенно продуктивными с целью следовать этим принципам, развивать их и пропагандировать в своём творчестве. Иног­да они даже пытаются обосновать свои позиции в какой-либо программной статье, называемой обычно «литератур­ным манифестом».

Эпоха Возрождения (Ренессанс)— очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входит в средневековую историю европейских народов, возника­ет в недрах феодальной культуры. Открыло принципиаль­но новую культурную эпоху, ознаменовав начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Ориентация на мате­риалистическое истолкование законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризм (человек рас­сматривается как венец природы), рационализм (человек познаёт окружающий мир и самого себя благодаря разу­му, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и яв­ляется).

Классицизм— творческий метод светского искусства, возникший в XIV веке как попытка преодолеть абстракт­ность средневекового искусства, опиравшегося на религиоз­ные представления о мире и человеке. Термин классицизмозначает «образцовый» и связан с принципом подражания античным образцам. Основное правило классицистического искусства: принцип «подражания Природе». Произошло из­менение системы жанров: в драматургии на смену мистерии, моралитэ и мираклю пришли трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе сформировались новелла и роман. На смену синкретизму пришло осознанное понимание специфики художественного творчества.

Возникает деление на «высокие» и «низкие» жанры, кон­фликт между долгом и чувством. В театре устанавливались обязательные для классической драмы три единства: места, времени и действия (Буало, Джон Беньян, Ж. Расин Ж.Б. Мольер и др.).

Барокко— литературное направление, отразившее рас­терянность определённой части деятелей искусства перед лицом кризиса гуманистических идеалов. Писатели барок­ко пытались преодолеть кризис и поддержать веру в полез­ность и целесообразность земного существования челове­ка. Человек оказывается противопоставленным природе. Барочные писатели призывали человека определить смысл жизни, не обольщаясь иллюзиями, помня, что в конце зем­ного пути его ждёт неизбежная смерть и что истинное предназначение человека известно только высшим силам. Мир как хаос, дисгармония. Человек должен отказаться от надежды познать высшие законы природы. Однако обре­чённый на жизнь, человек обречён также и на надежду. От­сюда его отчаянное стремление познать непознаваемое, то есть самого себя и своё предназначение. На смену опти­мизму приходит не просто трезвость, но страх, преодолева­емый лишь на путях философии стоицизма. Часто читате­ли находят в произведениях хорошо известный им мотив и сюжет, но авторы при этом предлагали новые, неожидан­ные решения и выводы. Писатели стремились доказать, что в мире нет очевидных истин: всё может превратиться в свою противоположность (Андреас Грифиус, Х.Г. фон Гофмансвальдау, Г. Герберт, Гонгора и др.).

Сентиментализм(от лат. sence — чувство) как художест­венное направление эпохи Просвещения предполагает своё разрешение противоречий, заложенных в основе просвети­тельских учений. Философской основой сентиментализма стал субъективный идеализм. Разум не способен помочь че­ловеку обрести счастье и гармонию, так как, обладая им, че­ловек не перестаёт оставаться злым. Перенесение акцента с человеческого разума на человеческое чувство. Обращение к внутреннему миру человека. Сентиментализм обращается к изначальному человеческому совершенству и базируется на безусловной вере в возможности человека изменить к луч­шему окружающую действительность. Меняется философ­ская основа: вместо изначально разумного человека появля­ется изначально добрый (чувствующий) человек, но его функ­ции в мире остаются прежними, просветительскими: он должен придать миру гармонию и цельность. Природа рас­сматривается сентименталистами как царство гармонии, как отражение целесообразности, покоя и красоты.

В Россию сентиментализм проникает благодаря твор­честву Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, А. Н. Радищева, К. Н. Батюшкова идр.

Предромантизм— литературное направление возник­шее в английской литературе в 60-е годы XVIIIвека. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, ещё сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой — выдвигая принципы, предвосхи­тившие романтизм XIX века. Философской основой пред-романтизма стал агностицизм — учение о непознаваемости мира и человека. Предромантики не признавали истинно­сти ни рационалистической, ни субъективно-идеалисти­ческой картины мира. Они считали, что мир развивается абсурдно. Предромантиков интересовала проблема взаимо­отношения личности с миром, в котором безраздельно властвуют Хаос и Зло. Действительность мистифицирова­лась. Именно в произведениях предромантиков впервые зазвучали темы непознаваемости мира, тщетности попыток как разума, так и чувства раскрыть тайны бытия. Предло­жили новые эстетические категории: «романтическое» (от romance — рыцарский роман), «готическое», «живопис­ное», «ужасное».

Романтизмкак художественный метод появился в пере­ломную эпоху, когда старая феодальная система уступала место капиталистической. Писатели-романтики провоз­гласили свободу творчества важнейшим условием подлин­ного искусства. Центром романтической концепции мира ичеловека становится идея романтического двоемирия: не­разрывной связи материальной оболочки с душой. Роман­тики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют ему идеальный мир своей фантазии.

К романтизму относилось творчество таких прекрасных писателей, как Э. Т. А. Гофман, Д. Г. Байрон, В. Гюго, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, В. А. Жуковский и мно­гих других.

Такой метод породил целую художественную систему, которая включает в себя три основных литературных на­правления: романтизм, символизми неоромантизм. ВXX веке возникло ещё одно направление — фэнтези,которое также относится к романтической художественной системе.

Реализмзаявил о себе в середине 20-х годов XIX века, но не как метод, противостоящий романтизму, а как дви­жение внутри него, но уже к 30-м годам реализм оформил­ся в самостоятельное литературное направление. Реалисты изображают взаимодействие типичных характеров в типич-ных обстоятельствах, стремясь к наиболее точному вос­произведению и тех, и других с помощью характерных ху­дожественных деталей, разрабатывали приёмы психологи­ческого исследования внутреннего мира человека для достижения полного жизнеподобия. Реалисты убеждены, что человека воспитывает окружающая среда, она форми­рует характер, заставляет приспосабливаться к условиям существования. Среда же создаётся самими людьми, соб­людением определённых правил, законов, условностей.

Декадентство(от лат. decadentia — упадок) возникает в связи с распространением философских идей А. Шопенга­уэра, Ф. Р. де Шатобриана и др. о неизбежности гибели ев­ропейской культуры. Декадентство предлагает взглянуть правде в глаза и, не обманывая себя несбыточными мечта­ми о светлом будущем, достойно и гордо прожить оставши­еся дни, памятуя, что дряхлость — это не только физичес­кая слабость, но и житейская мудрость. Декадентство очень по-разному проявилось в литературе. Из него, в частности, вышли не только новые литературные направления, но и новый, непродуктивный творческий метод.

Натурализмкак метод и литературное направление тес­но связан с философией позитивизма (О. Конт). Задача пи­сателя-натуралиста: фиксировать всё, что происходит свы­бранным персонажем на протяжении определённого отрез­ка времени: как он ходит, ест, работает; как меняется его настроение; с кем и о чём он разговаривает и т.п. Ввёл в ли­тературу производственную тематику, описание влияния на человека его трудовой деятельности, а также наследст­венности.

Символизм— литературное направление, представите­ли которого считали, что каждый человек видит окружаю­щий мир по-своему, и поэтому задача художника не объяс­нять что-либо читателю, а вызывать у него определённое эмоциональное состояние, добиваясь нужного отношения к действительности. Символисты стремились показать зыб­кость и изменчивость мира, быстротечность и неосязае­мость человеческих чувств. Они полагали, что искусство должно стать символичным (отсюда и название направле­ния), ведь символ — это такой троп, который не называет предмет или явление, а лишь указывает на него, допуская известные расхождения и многозначность его восприятия. Символизм стремился найти поэтический язык, которым могли бы «разговаривать» души.

Русский символизм,как течение внутри романтической художественной системы, обладал рядом специфических особенностей. Идеи декадентства наложили на него свой отпечаток.

Неоромантизм.Мир, в котором живёт человек, не хорош и не плох, всё зависит от умения человека увидеть красоту и загадочность окружающей его действительности — утверж­дали неоромантики. Мир неоромантической литературы по­лон неожиданностей, приключений и опасностей, но дей­ствуют в нём самые обычные люди. Они сами «выбирают свою смерть», и поэтому жизнь их оказывается красочной, интересной и полной. В героизме поступков реализуется стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к само­му себе. В отличие от классических романтиков, они начали искать героев среди тех, кого часто называли обывателями, и пытались показать романтику повседневности.

Модернизмкак творческий метод отразил растерянность человека перед лицом необъяснимого стремления людей к самоистреблению. Он породил болезненно-фантастиче­ский мир Ф. Кафки, абсурдистский мифологизм Д. Джой­са, субъективистски зыбкую реальность художественного мира М. Пруста, антиутопии Е. Замятина и О. Хаксли. Стре­мясь к изображению абсурдности человеческого бытия, мо­дернизм сам принимал абсурдные формы, пытаясь эстетически обосновать и соединить в себе полярные точки зрения и взаимоисключающие художественные эксперименты.

Сюрреализм возник на «обломках» дадаизма. Во главе сюрреалистов встал Андре Бретон (примкнули Л. Арагон, П. Элюар, Ф. Суппо и др.), выдвинувший теорию «автома­тического письма». Он полагал, что подлинная правда в ис­кусстве проявляется, когда автор не контролирует себя, на­ходится в состоянии алкогольного опьянения или в горячеч­ном бреду. Править написанное «автоматическим письмом» ни в коем случае нельзя.

Экзистенциализм возник на основе одноименного фи­лософского учения (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель) в 30-е годы XX века. Утверждал мысль об абсурдности, не­познаваемости и враждебности окружающего человека ми­ра. В то же время экзистенциализм говорит о том, что единственной ценностью для человека является его соб­ственное существование (лат. existentia — существование). Человек придумывает законы, стремится к общению сдру­гими людьми только по причине собственной слабости и неприспособленности к выживанию. Но если он найдёт в себе смелость сознаться в том, что все накопленные чело­вечеством знания — ложь, и никому в мире нет до него де­ла, он станет подлинным властелином собственной судь­бы, а его существование обретёт смысл.

Социалистический реализмвозник в начале XX века в России. Основные отличительные черты: утверждение пре­восходства интересов коллектива над интересами отдель­ной личности и противопоставление революционных из­менений изменениям эволюционным.


Сейчас читают про: