Все сказанное, безусловно, относится к абстрактному мышлению, протекающему в форме понятий и суждений

В отличие от абстрактного, чувственно-образное мышление, протекающее в форме образов восприятия и представления, в некоторых случаях может осуществляться и почти без словесного оформления; так, например, воспоминания об увиденном спектакле, если они не сопровождаются осмыслением и оценкой увиденного, могут представлять собой поток конкретных, чувственных образов, почти не оформленных словесно.

Иначе обстоит дело с понятиями и суждениями. "Поскольку нам в чувственном восприятии не даны сразу общие и отличительные признаки всех деревьев,- пишет Д. П. Горский*,- постольку необходим особый материальный носитель выделенного нами общего свойства. Этим материальным носителем и выступает слово. Тем более слово необходимо тогда, когда необходимо закрепить, материализовать мысль о чувственно не воспринимаемых свойствах и отношениях предметов действительности".

*(Д. П. Горский. Роль языка в познании, стр. 98.)

Сторонники противоположной теории - теории о возможности абстрактного мышления без слов* - чаще всегоссылаются на три явления: 1) на различные системы научных и научно-технических знаков, которые относятся ими к "внеязыковым"знаковым системам;.) на некоторые случаи чтения, при которых у читающего почти не возникает фонетических или кинэстезических образов слов; 3) на наличие сравнительно развитого мышления у глухонемых от рождения.

*(В современной советской литературе эта теория нашла отражение в сводке писем вредакцию, опубликованной под названием "Проблема соотношенияязыка и мышления". "Вопросыязыкознания", 1958, № 5. В современной зарубежной литературе по вопросам письма защитникомэтой теория является, в частности, И. Гельб (I. Gelb. AStudyofWriting. Chicago, 1952).)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: