Что же представляли собой древнейшие из дошедших до нас памятников египетской письменности?

Ч. Лоукотка утверждает, будто бы "египетские письмена входят в историю как законченная форма, как точно продуманная и до конца разработанная система, в дальнейшем лишь несколько упорядоченная"*.Аналогичных взглядов на египетское письмо держится и Д. Дирингер. "Некоторы еученые,- пишет он,- сомневаются даже, в праве ли мы допускать здесь процесс постепенной эволюции"**.

*(Ч. Лоукотка. Развитие письма, стр. 29.)

**(D. Diringer. The Alphabet. London,, p. 58.)

Анализ старейших памятников египетского письма показывает, что эти утверждения неверны.

Старейшие, дошедшие до нас памятники этого письма представляют собой короткие, в основном пиктографические надписи на шиферных и костяных пластинах, царских булавах, печатях и т. п. Крупнейшие из этих надписей состоят из нескольких изображений, объединенных в одну графическую композицию и повествующих о каком-либо событии. Пиктографические изображения почти всегда сочетаются с изображениями художественно-образного характера, как бы дополняющими, иллюстрирующими содержание пиктографической надписи. Будучи в основном пиктографическими, надписи эти в то же время включают отдельные знаки и изображения логографического и даже фонетического характера*.

*(См. работы: К. Sethe. Vom Bilde zum Buchstaben. Leipzig,; S. Schott. Hieroglyphen. Wiesbaden; В. И. Авдиев. Происхождение древнеегипетской письменности. М., 1960.)

Ярким образцом этого древнейшего, в основном пиктографического египетскогописьма является найденная в Иераконполе шиферная табличка фараона Нармера, которого некоторые египтологи отождествляют с основателем I египетской династии фараоном Миной (около 3000 г. до н. э.).

На одной стороне этой таблички (рис. 9) изображен фараон в короне Верхнего Египта, заносящий булаву над головой поверженного врага; это изображение, по-видимому, представляет собой явление не письма, а изобразительного искусства. Но в правой верхней части той же таблички помещено несколько других изображений, объединенных в одну композицию. Элементы этой композиции (шесть стеблей лотоса, расположенный над ними сокол, держащий в лапе веревку, которая продета сквозь губы человеческой головы; прямоугольник с волнистыми линиями и изображение остроги) при буквальном, не символическом их толковании никак не связаны друг с другом, не могут быть поняты как простой рисунок. Видимо, каждый из элементов этой композиции имеет символическое значение, а в целом она представляет собой пиктографическую надпись.


9. Одна из древнейших египетских надписей - шиферная таблица Нармера

Надпись эта расшифровывается следующим образом. Сокол является символом фараона. Он держит в лапе веревку, продетую сквозь губы человеческой головы; это означает, что фараон вывел как пленников людей завоеванной им страны. Стебель лотоса в египетской цифровой системе обозначал "тысячу"; поэтому шесть стеблей лотоса, видимо, указывают, что число пленников было равно шести тысячам. Помещенное еще ниже изображение остроги, вероятно, указывает название завоеванной страны, которое звучало омонимически с египетским словом 'острога'(Wa); волнистые линии в прямоугольнике служат символом воды и указывают, что завоеванная фараоном страна была расположена на берегу озера или моря. Имя самого фараона передано изображениями рыбы и бурава и условно читается "Нар-мер". В целом надпись эта расшифровывается следующим образом*:"Фараон Нармер вывел из завоеванной им озерной (или морской) страны Ва шесть тысяч пленников".

*(A. Ermann. Die Hieroglyphen. Berlin - Leipzig,, S. 14).

Такая расшифровка подтверждается и другими как реалистическими, так и условно символическими изображениями на той же табличке. Так, помещенное рядом с разобранной надписью изображение фараона, поднимающего булаву над поверженным (Врагом, и находящиеся внизу изображения бегущих врагов указывают на победу, одержанную фараоном. На оборотной стороне той же таблички фараон в короне Нижнего Египта IB сопровождении визиря с письменным прибором идет по полю победы вслед за четырьмя знаменосцами с гербами -подчиненных фараону номов; справа - два ряда обезглавленных врагов; внизу - фараон в виде священного быка разрушает рогами стену крепости. Сам фараон изображен на этой табличке дважды, причем один раз - в короне Верхнего, другой раз - в короне Нижнего Египта; это, видимо, указывает, что одержанная победа привела к объединению царств Верхнего и Нижнего Египта.

Большой интерес представляет также другое изображение пиктографического характера, нанесенное в виде рельефа на на вершине каменной палицы "царя" Скорпиона; изображение это относят к еще более ранней, чем надпись фараона Нармера, додинастической эпохе*(конец IV тысячелетия до н. э.). В первой части этого рельефа (рис. 10) изображен царь в короне Верхнего (т. е. южного), Египта, в ритуальной одежде и с мотыгой в руках; перед ним нагнувшийся человек с 'корзиной в руках, из которой он готовится что-то высыпать. Считается, что эта сцена изображает ритуальную церемонию вскапывания земли фараоном с целью магического оплодотворения полей.

*(Н. М. Постовская. "Царь" Скорпион и его время. "Вестник древней истории",1952,№ 1, сир. 49 - 57.)

Справа от головы "царя" помещены два иероглифических знака: семилепестковая розетка, видимо, служившая символом царя, и изображение скорпиона, видимо являющееся фонетической логограммой, передающей имя царя. В верхней части рельефа на древках со знаками южных общин висят чибисы, которые, согласно утверждению ряда авторов (А. Л. Коцейовский, Б. Ганн, А. Шарфф и др.), служили символами обитателей Нижнего (северного) Египта. Сопоставляя это с тем, что "царь" Скорпион носит корону Верхнего (южного) Египта, изображение в целом, возможно, следует понимать как сообщение о победе, одержанной южными общинами во главе с "царем" Скорпионом над северными общинами, и о ритуально-магической церемонии вскапывая земли, проведенной после этой победы на территории, отвоеванной у северных общин.


10. Одна из древнейших египетских надписей - на вершие палицы 'царя' Скорпиона

Последнее предположение подтверждается тем, что в центральной части рельефа изображены папирусы, как бы растущие на земле, вскапываемой царем; изображение же стеблей папируса обычно применялось как символ Нижнего Египта*.

*(Приведенная здесь трактовка изображения на палице "царя" Скорпиона является одной из возможных гипотез, которая несколько расходится с существовавшими ранее.)

Несмотря на то, что по своей форме, по своему внешнему виду изображения, встречающиеся в разобранных выше древнейших египетских надписях, почти не отличаются от изображений, применявшихся в египетской живописи той же эпохи, они, несомненно, должны быть признаны памятниками ее живописи, а письма.

Это прежде всего обусловлено особой функцией, особым назначением этих изображений, тем, что они явно (служат не для показа, а для рассказа, для закрепления во времени какого-либо сообщения.

Эту основную разницу между живописью и письмом, разницу в функции, в назначении того и другого недоучитывали многие историки письма. Так, Д. Дирингер пишет о разобранных выше древнейших памятниках египетского письма следующее: "Осторожные исследователи рассматривают немногие сохранившиеся древние документы (например, известную таблицу Нармера или табличку из Аха или Ахай, приписываемые некоторыми учеными Менесу или Мене, традиционному основателю первой династии), как чисто живописное изображение, исключительно как рисунок, а не как грубую пиктограмму, или как переход от пиктографии к идеографии"*.

*(D. Diringer. The Alphabet, p.59.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: