Очень близки по типу к разобранным выше древнейшим памятникам египетского письма письменные памятники ацтеков и других древних культурных народов Мексики

Ацтеки перед завоеванием их в 20-х годах XVI в. испанскими конквистадорами во главе с Кортесом, подобно египтянам додинастического периода, завершали переход от развитого родового строя к рабовладельческому; они стояли во главе созданной ими конфедерации племен и уже имели крупное, хорошо организованное государство со столицей Теногтитлан.

Древнейшие памятники ацтекской письменности относятся к началу II тысячилетия н. э., позднейшие - к XVII в. *;после этого ацтекское письмо постепенно забывается. Большинство ацтекских рукописей было уничтожено европейскими завоевателями Мексики и христианскими миссионерами; дошедшие до нас представляют собой исторические хроники, военные и хозяйственные сообщения, записи обычаев и обрядов; некоторые имеют сравнительно большой объем. Большинство рукописей написано на оленьей коже или же на особом материале, который получали из растения агавы, внешне напоминавшем бумагу.

*(Е. К. Kingsborough. Antiquities of Mexico, v. 9. London, 1831 - 1848.)

Письмо, применявшееся ацтеками, было в основном пиктографическим. Почти каждая рукопись представляла собой серию художественно выполненных, реалистических, обычно многокрасочных рисунков повествовательного характера, рассказывавших о каком-либо обычае (рис. 11), историческом событии (рис. 12) и т. п.; каждый такой рисунок соответствовал определенной части целого рассказа или сообщения.

Применялись в этом письме также идеографические и фонетические логограммы. Однако аналогично разобранным выше египетским додинастическим надписям логограммы эти использовались не самостоятельно, а лишь в дополнение к пиктографичесому рисунку, главным образом для обозначения чисел (ом. рис. 11), элементов календаря ('год','месяц','-неделя','день'- см. рис. 12), а также некоторых общих понятий (например, 'смерть','речь','жидкость' и т. п.),а чаще всего для передачи собственных имен и названия местностей*.Так, например, имя Ксилотепец ('гора кукурузных колосьев')передавалось схематически изображением горы с двумя кукурузными колосьями на вершине (рис. 13, а);имя Итцкоатл ('змея с ножом') - изображением сидящего человека, над головой которого нарисована змея с ножом (рис. 13, б).Иногда применялся и более сложный фонетически ребусный способ: так, то же имя Итцкоатл передавалось (рис. 13, в) знаками'стрелы'(itz), 'сосуда'(ko) и 'воды' (atl), название местности Толлантсинко передавалось знаками 'связка тростника'(tollen) и 'внутренности человека'(trintli). Большую роль выполняла в ацтекском письме символика цветов; так, например, знак жидкости, окрашенный в синий цвет, означал воду, окрашенный в красный цвет - кровь.

*(Ю. В. Кнорозов. Проблема изучения письменности майя."Вопросы языкознания", 1957, № 5, стр. 74.)

Изобразительные знаки, в том числе и логографические, применявшиеся в ацтекском письме, были еще недостаточно стабильны. В большинстве своем они создавались пишущим применительно к задачам данного конкретного сообщения; однако в ряде случаев в ацтекском письме уже проявлялись сложившиеся традиции (использование в разных рукописях аналогичных изобразительных знаков, а еще чаще одинаковых приемов для передачи одинакового содержания).

Такой (в основном пиктографический, но уже с применением идеографических и даже фонетических логограмм) тип ацтекского письма, подобно египетскому письму додинастического периода, соответствовал периоду формирования рабовладельческого строя и возникновения первых крупных государств.


11. Страница из ацтекского пиктографического трактата о воспитании детей


12. Страница из ацтекской пиктографической истории Мексики. Предполагаемое содержание. Вначале ацтеки жили на острове и делились на шесть племен, объединенных общим храмом, царем и жрецом (фигурки внизу острова). Затем они переправились на лодках на берег и за год (обозначен четырехугольником со знаком года) достигли (знаки следов) священной горы, где принесли жертвы и вознесли молитвы (знаки, принимающиеся к небу). Затем, разбившись на восемь племен, во главе с четырьмя жрецами они двинулись в плодородную страну, где деревья так велики, что человек не может обхватить их руками. После длительных совещаний четыре племени остались в этой стране; другие четыре (отмечены следами) во главе со жрецами двинулись дальше через горы. Путешествие продолжалось 28 лет (28 знаков в квадратах)


13. Изобразительные логограммы, применявшиеся в ацтекском письме для передачи собственных имен а и б - идеографическая передача собственных имен Ксилотепец (гора кукурузных колосьев) и Итцкоатл (змея с ножом); в - фонетически-ребусная передача имени Итцкоатл при помощи логограмм стрелы (итц), сосуда (ко) и воды (атл)

Во многом очень близки были по типу к древнеегипетским и ацтекским древнейшие памятники шумерской письменности. В то же время им были свойственны некоторые специфические особенности (сравнительно более раннее сформирование последовательного чисто логографического письма и более позднее появление в этом письме фонетических элементов). Как будет показано ниже, это в основном было обусловлено особым содержанием первоначальной шумерской письменности.

Шумеры говорили на изолированном, т. е. на не принадлежавшем ни к одному из известных языковых семейств, языке агглютинативного типа с преобладанием в нем однослоговых слов; поселились они в Месопотамии, в долине рек Тигра и Ефрата, не позже чем с начала или с середины IV тысячелетия до н. э. Древнейшие памятники шумеро-аккадской культуры принято делить на три последовательно сменявших друг друга периода, которые охватывают в сумме почти все IV и начало III тысячелетия до н. э., а именно (по названиям городов, в которых найдены памятники;): 1) период Эль Обеид, 2) Урук, 3) Джемдет Наср. Каждый из этих периодов в свою очередь делится на подпериоды, обозначаемые порядковыми цифрами, причем чем древнее подпериод, тем больше цифра.

Древнейшие шумерские письменные памятники были найдены при раскопках в сравнительно ранних слоях Урука; они относятся современными ассириологами ко второй половине IV тысячелетия до н. э., т. е. ко времени предполагаемого переселения шумеров в долину Тигра и Ефрата и образования ими там ряда небольших рабовладельческих государств с центрами в городах Ур, Урук, Ниппур, Эриду, Лагаш, Ларса и др. Крупнейший немецкий специалист по древнешумерской письменности А. Фалькенштейн* уточняет эту датировку, относя ранние шумерские надписи к подпериоду Урук IV (по современным данным - примерно 3200 - 3100 гг. до н. э.), а крупнейший советский ассириолог И. М. Дьяконов** датирует опубликованную им древнейшую шумерскую надпись на каменной табличке (рис. 15) еще более давним временем - подпериодом Урук IV (посовременным данным - около 3400 - 3200гг. до н. э.).

*(A. Fа1kenstein. Archaische Texte aus Uruk. Berlin, 1936.)

**(И. М. Дьяконов. К возникновению письма в Двуречье. "Труды отдела культуры и искусства Востока", т. III. Л.,1, сир. 28 - 30. В. В. Струве датирует эту табличку XXXIII в. До н. э. "Всемирная история", т, 1. М.,1956, стр.194.)

Согласно А. Фалькенштейну и И. М. Дьяконову (см. упомянутые сочинения),знаки, встречающиеся в древнейших дошедших до нас шумерских'надписях (слой Урук IV), могут быть подразделены на три категории. К первой из них относятся сложные знаки, представляющие собой целую композицию (рис. 14, а); таких знаков известно немного, причем в более поздние периоды, начиная с Урук III, знаки эти исчезают. К второй категории (рис. 14, б) относятся знаки, представляющие собой хотя и линейные, но реалистические и детализованные изображения отдельных предметов и существ. Число этих знаков более значительно, но применялись они, согласно А. Фалькенштейну, главным образом для обозначения более редких предметов и существ, в частности таких, которые требовали для их узнавания значительной деталировки (например, головы различных диких животных); знаки эти встречаются дольше, чем знаки первой категории, вплоть до самых поздних слоев Джемдет Наср (первая половина III тысячелетия до н. э.),но постепенно все более упрощаются или же заменяются сочетаниями из других более простых знаков (например, знак "дикий бык" заменяется сочетанием знака обычного быка и знака "горы").Наконец, к третьей категории относятся различные схематические знаки (рис. 14, в);знаки эти составляют большинство даже среди знаков Урук IV; впоследствии же они вытесняютвсе знаки первой, а затем и второй категории.


Табл. 2. Страница из ацтекской рукописи исторического содержания

Несмотря на то, что все знаки в надписях слоя Урук IV сохраняли изобразительно-картинную форму, только с разной степенью детализации или, наоборот, схематизации, эти надписи должны быть признаны (в отличие от древнейших египетских надписей) памятниками не пиктографического, а в основном логографического письма. Это явствует из того, что знаки эти не образуют единой графической композиции, передающей целое сообщение, а представляют собой раздельно начертанные, графически совершенно не связанные между собой изображения, каждое из которых, видимо, обозначает какое-либо отдельное слово*.На это определенно указывал еще А. Фалькенштейн, применяя только вместо термина "логография" аналогичный ему по значению термин "Wortschrift" ("письмо слов"). "Письмо времени IV архаического слоя,- писал А. Фалькенштейн**,- должно быть определено, насколько позволяет заключить весьма недостаточное понимание текстов, как "Wortschrift", т.е. каждому знаку или группе знаков соответствует слово".

*(Исключением являются несколько упомянутых выше сложных знаков слоя Урук IV (рис. 14, а), которые, видимо, представляют собой пережитки более раннего, неизвестного науке пиктографического шумерского письма.)

**(A. Fа1kenstein. Archaische Texte aus Uruk, S. 30.)

Иную точку зрения на древнешумерское письмо имеет И. М. Дьяконов. Признавая, что "каждый из этих раздельных элементов соответствовал определенному понятию или слову"*. И. М. Дьяконов отмечает следующие важнейшие особенности надписей Урук IV. Во-первых в письме Урук IV знаками обозначаются еще далеко "е все слова, входящие в сообщение, передаваемое надписью, а лишь некоторые, самые важные, являющиеся как бы опорными пунктами, "вехами", необходимыми для понимания того, о чем сообщает надпись. Во-вторых, каждый знак может обозначать различные близкие по значению слова (например, 'идти'и 'шагать'), а также различные грамматические формы слова (например, 'идти'и 'иду'). В-третьих, случайным и произвольным является порядок расположения знаков в этих надписях (рис. 16); в отличие от развитого логографического письма расположение знаков в надписях слоя Урук IV еще не отражает порядка слов в сообщении, передаваемом надписью, и тем самым не позволяет судить о синтаксических конструкциях, характерных для древнешумерского языка. Наконец, в-четвертых, видимо, полностью отсутствовали в надписях слоя Урук IV элементы даже самого зачаточного фонетизма**.

*(И. М. Дьяконов. К возникновению письма в Двуречье, стр. 33.)

**(Там же, стр. 31 - 32.)

Исходя из этих тонко отмеченных им особенностей древнейшего шумерского письма, И. М. Дьяконов делает, однако, неправильный, по нашему мнению, вывод по вопросу о типе этого письма. Используя широко распространенное в современной зарубежной и в особенности в немецкой литературе (А. Фалькенштейн, Г. Шефер, X. йен-сен и др.) (противопоставление "письма слов" (Wortschrift) "письму идеи" (Ideenschrift), И. М. Дьяконов приходит к заключению, что древнешумерское письмо передает не язык, не речь, а лишь "мыслительный комплекс", "понятийное содержание" речи*. "Поэтому,- уточняет далее И. М. Дьяконов,- древнейшее шумерское письмо принципиально не отличается от пиктографического письма"**.

*(И. М. Дьяконов. К возникновению письма в Двуречье, стр. 31 и сл.)

**(Там же, стр. 34.)

Как это показано в главе 2, такое резкое противопоставление "понятия" "слову" и "мышления" "языку" неправомерно, так как оно как бы подразумевает возможность отражения в письме "чистого мышления", не воплощенного в языке. Границу между пиктографией и идеографией (логографией) следует проводить не по линии "мышление" - "язык" или "понятие" - "слово", а по линии того, какие именно элементы языка передает пиктограмма (целое сообщение) и логограмма (термин, слово или знаменательную часть слова). А с этой точки зрения древнешумерское письмо должно быть признано логографическим; ведь, по признанию самого И. М. Дьяконова, каждый знак этого письма "соответствовал определенному понятию или слову"*. Что же касается того, что древнешумерское письмо передавало не все, а только некоторые, важнейшие слова сообщения, заключенного в надписи, что оно не всегда отражало обычную для шумерского языка последовательность слов в речи и т. д., то все эти отмеченные И. М. Дьяконовым особенности древнешумерского письма не опровергают его логографической основы (знак равен слову); они лишь свидетельствуют о том, что эта основа была еще недостаточно развита.

*(Там же, стр. 33.)

Как указывалось, древнейшие, дошедшие до нас, шумерские надписи почти совпадают по времени с предполагаемым переселением шумеров в долину Двуречья (начало или середина IV тысячелетия до н. э.)*. Отсюда многие исследователи делают вывод, что первоначальная, дологографичеокая стадия развития шумерского письма протекала еще до переселения шумеров в Месопотамию.

*(См., например, Б. Грозный. Доисторические судьбы Передней Азии. "Вестник древней истории", 1940, № 3 - 4.)

Так, например, Ж. Феврие, отмечая, что изображения, применявшиеся в древнейшем шумерском письме, довольно точно воспроизводят природу Месопотамии и быт шумеров середины IV тысячелетия до н. э., далее пишет: "Но, с другой стороны, как это указано


14. Различные типы древнешумерских (слой Урук IV) письменных знаков (по И. М. Дьяконову) а - сложные изобразительные композиции; б - отдельные изобразительно-реалистические знаки; в - отдельные изобразительно-схематические знаки (vulva, овца, бык и рука)


15. Древнейшая шумерская надпись на каменной табличке. Значение логограмм: тиара, vulva, рука, ограда

нами выше, мы не находим даже следа более древнего "синтетического" письма, предшествовавшего этому "письму слов"; нужно было бы, таким образом, допустить создание его из ничего. Загадка разъясняется, если учесть, что прибытие шумеров в Месопотамию, вероятно, совпадает с появлением письма: они, несомненно, принесли с собой принцип "письма слов", но они обогатили или изменили при этом ассортимент знаков в соответствии с некоторыми местными особенностями, с прогрессом производственной техники и с художественными вкусами того времени"*.

*(J. Fevriеr. Histoire de 1'ecriture, p. 104.)

Гипотеза, что первоначальная, логографическая (картинно-синтетическая) стадия шумерского письма протекала до переселения шумеров в Месопотамию, очень правдоподобна. С одной стороны, она хорошо объясняет отсутствие в Месопотамии памятников чисто пиктографического (картинно-синтетического) шумерского письма; с другой,- она подтверждается наличием в древнейших шумерских надписях слоев Урук IV и V (рис. 14, а) отдельных пережиточно-пиктографических элементов.

Но даже при принятии этой гипотезы возникает вопрос, чем объясняется сравнительно более быстрый (по сравнению с древнеегипетским и ацтекским письмом) переход шумеров к письму чисто логографическому, т. е. к письму, состоявшему из раздельно начертанных, композиционно совершенно не связанных друг с другом изобразительных знаков, каждый из которых обозначал, как правило, отдельное целое слово.


16. Древнешумерская учетно-хозяйственная надпись с десятично-шестидесятиричными цифровыми обозначениями и с произвольным порядком слов (по И. М. Дьяконову): а - '(60 +10+четыре единицы) овцы черных'; б - '(6 раз по 60 + 4 раза по 10+8 единиц) черных овец'; в - '132 (2 раза по 60 + 1 раз10 + 2 единицы) козы черных'

Такое сравнительно раннее выделение логографических знаков из первоначального (предполагаемого) картинно-синтетического шумерского письма в наибольшей мере было обусловлено особым содержанием древнейших шумерских надписей. В отличие от государственно-исторических и культовых древнеегипетских и ацтекских письменных памятников* древнейшие шумерские надписи имели, как правило, учетно-хозяйственное содержание. Почти все эти надписи обычно строились по схеме: число плюс обозначение предмета учета (рис. 16). А такая схема особенно облегчала распадение картинно-синтетического письма на отдельные логограммы - цифровые, указывавшие количества, плюс изобразительные, указывавшие предметы учета.

*(Вероятно, древнейшее египетское письмо тоже применялось не только для государственно-мемориальных и погребально-культовых, но и для хозяйственно-учетных целей; надписи последнего типа не дошли до нас, видимо, лишь потому, что для них использовались в Египте менее долговечные материалы (кожа, черепки и т. п.). Однако даже при таком допущении древнейшая египетская письменность все же сильно отличалась по своему содержанию от древнейшей шумерской; в первой, наряду с не дошедшими до нас хозяйственными записями, были по крайней мере столь же широко представлены надписи государственно-мемориального и погребально-культового содержания; во второй - надписи этого последнего типа, в древнейшие времена почти не встречались.)

Как разобрано в разделе 8 настоящей главы, такое специфическое содержание древнейших шумерских надписей предопределило и относительно более позднее (тоже по сравнению с египетским и ацтекским письмом) появление в шумерском письме фонетических знаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: