double arrow

Метод антропометрических стандартов

Оценку физического развития можно произвести на основе сопоставления индивидуальных данных со средними нормами – стандартами – для данной возрастно-половой группы. Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при массовом обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.

Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики, вычисляя основные математические величины вариационного ряда:

Средняя арифметическая взвешенная (М) представляет типичную величину признака, характеризующую данную возрастно-половую группу. Средние арифметические взвешенные основных признаков физического развития, вычисляемые для всех обусловленных возрастно-половых групп, и является возрастными стандартами физического развития.

Среднее квадратическое отклонение-сигма (s) -характеризует изменчивость признака, его вариабельность. Сигма является условным мерилом отклонения признака от его средней арифметической взвешенной.

Ошибка средней арифметической т(М) характеризует достоверность средней величины данного признака. Она свидетельствует об однородности материала, его количественной достаточности, качества проведенных исследований.

Коэффициент вариации (С) служит для характеристики степени изменчивости, является относительным числом, используется для сравнения степени вариабельности признаков, имеющих разную размерность (например, вес и длина тела, длина тела и мышечная сила и т.п.).

По разработанным параметрам для каждого признака составляют стандарты физического развития, которые используют для оценки физического развития индивидуума и коллектива.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля, что известно как метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития. При этом, каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста (М) и находят фактическое отклонение от нее. Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (сигму s), находят сигмальное отклонение, которое и показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам М для той же возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1s; +2s; +3s) и отрицательными - влево (-1s; - 2s;- Зs) (См. рисунок в практической работе 2).

Величины сигмальных отклонений от средней отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Кривая, полученная на графике, позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от нормального развития и о пропорциональности телосложения.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков. Значит, невозможно установить корреляционную зависимость между оцениваемыми антропометрическими показателями. Каждый показатель оценивается вне связи с другими.

Метод корреляции. (Оценка физического развития по шкалам регрессии).

Суть оценки физического развития данным методом заключается в том, что оценка производится не только по величине отдельных показателей, но и с учетом связи признаков между собой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций. Степень взаимосвязи (корреляции) между любыми двумя признаками оценивается по коэффициенту корреляции (г). Предельное значение г равно ± 1 (положительная или отрицательная связь), и чем ближе значение г к 1, тем теснее связь между признаками.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окружности груди и массы тела в пределах данного возраста при изменении роста на 1 см. Эти изменения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов регрессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

В первой графе каждой оценочной таблицы указаны градации роста: низкий — от М - 2s и ниже; ниже среднего - от М - 1s до М - 2s; средний — от М - 1s до М + 1s; выше среднего - от М + 1s до М + 2s; высокий — от М + 2s и выше.

Вторая графа таблицы включает практически все встречающиеся величины длины тела в данной возрастно-половой группе (с интервалом в 1 см). Внизу этой графы даны абсолютные значения средней арифметической роста (М) и среднего квадратичного отклонения (s).

Третья и четвертая графы содержат показатели массы и окружности грудной клетки, соответствующие вариантам роста. Под графами 3 и 4 приводят величины нормальных сигм (sR), вычисленных с учетом показателя регрессии и характеризующих степень рассеянности антропометрического показателя у детей данной возрастно-половой группы, имеющих одинаковый рост. Массу тела и окружность груди можно считать пропорциональными росту при колебании их показателей в пределах ± s.

Отклонение массы тела и окружности груди в меньшую сторону трактуется как отставание, а в большую — как превышение.

Для оценки индивидуального физического развития с использованием таблиц-шкал регрессии, необходимо найти таблицу, соответствующую возрасту и полу на момент обследования, в ней — значения его фактического роста и далее по горизонтальной строке — должный диапазон массы тела (или окружности груди) для данного роста. В результате такой процедуры можно определить следующие варианты:

1. Нормальное физическое развитие:

· значение массы тела (или окружности груди) от - 1s до + 1s для данного роста;

· значение массы тела от + 1s до + 2s для данного роста (избыток массы тела, не выходящий за пределы нормы — "группа риска");

2. Отклонения физического развития:

· дефицит массы тела (фактическая масса тела меньше - 1s);

· избыток массы тела (значения массы тела больше + 2s);

· низкий рост (значения роста меньше - 2s).

При низком росте, избытке или дефиците массы тела может потребоваться консультация специалистов: педиатра, эндокринолога и др.

При оценке физического развития отдельных детей могут встретиться разные варианты по характеристике роста, а также показателям массы тела, окружности груди в их взаимосвязи с ростом. Для оценки уровня физического развития по сочетанию основных антропометрических признаков рекомендуется использовать таблицу 2.

Таблица 2. Оценка физического развития по сочетанию основных его признаков

Характеристика сочетания признаков физического развития Оценка физического развития
Рост Масса тела Окружность грудной клетки
Средний С С Среднее, с соответствием массы тела и окружности груди
     
Выше среднего и высокий С С Выше среднего, высокое с соответствием массы тела и окружности груди
   
   
Средний, выше среднего, высокий П П Среднее, выше среднего или высокое с превышением массы тела и/или окружности груди
П П
С П
     
Средний, выше О О Среднее (выше среднего или высокое) с отставанием массы тела и/или окружности груди
среднего    
     
Ниже среднего, С С Ниже среднего (низкое) с соответствием массы тела и окружности груди
низкий С С
     
Ниже среднего П П Ниже среднего (низкое) с превышением массы тела и/или окружности груди
и низкий П. С
  С П
Ниже среднего, О О Ниже среднего (низкое) с отставанием массы тела и/или окружности груди
Низкий О С
  С П

Примечание. С — соответствует, П — превышает, О — отстает

Использование сигмального и регрессивного методов индивидуальной оценки физического развития больше подходит в случае варьирования признаков по закону нормального распределения. Если же наблюдается асимметричное распределение морфофункциональных показателей, лучше использовать центильный метод оценки.

Центильный метод оценки. Суть этого метода заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам (см. практическую работу). Для разработки центильных шкал обследуется не менее ста человек (каждого возраста и пола), затем все результаты каждого из признаков (рост, масса тела, окружность грудной клетки) располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-гощентилей.

Обычно для характеристики распределения ряда, по каждому признаку физического развития, в оценочных центильных шкалах приводящие не все сто, а семь (1-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й) или шесть (3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й и 97-й) фиксированных центилей. 50-й не учитывается, так как с 25-го по 75-й центили включаются средние величины.

Каждый из фиксированных центилей называется вероятностью и обозначается в процентах. Так, 3-й и 97-й центили — это такие величины исследуемого признака, меньше которого он наблюдается в 3% случаев; величина признака меньше 10-го или больше 90-го центиля встречается в 10% случаев и т. д. Промежутки между центильными вероятностями называются центильными интервалами или "коридорами", каждый из которых соответствует определенному уровню показателей физического развития. В зависимости от того, где расположен этот "коридор", можно формулировать оценочное суждение и рекомендации (см. табл. 3).

Таблица 3. Коридоры центильной шкалы и рекомендации

Коридор центильной шкалы Оценка и рекомендации
Область или «коридор» № 1 (до. 3-го центиля) Область «очень низких» величин, встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и в зависимости от показаний — обследование.
Область или «коридор» № 2 (от 3-го до 10-го центиля) Область "низких" величин, встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития
Область или «коридор» № 3 (от 10-го до 25-го центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста
Область или «коридор» № 4 (от 25-го до 75-го центиля) Область «средних» величин, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы
Область или «коридор» № 5 (от 75-го до 90-го центиля). Область величин «выше среднего», свойственна 15% здоровых детей.
Область или «коридор» № 6 (от90-го до 97-го центиля). Область «высоких» величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака
Область или «коридор» № 7 (от 97-го центиля) Область «очень высоких» величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование

Оценив каждый из показателей в отдельности по центильным шкалам, можно охарактеризовать гармоничность физического развития. В случае, когда разность "коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничности развития, если эта разность составляет 2, развитие ребенка дисгармоничное, если разность превышает 3 и более — резко дисгармоничное развитие.

Комплексная оценка физического развития. В последние годы в практику оценки физического развития начинает входить комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие календарного возраста уровню биологического развития.

Для определения соответствия биологического развития календарному возрасту определяют биологический возраст ребенка При этом принимают во внимание длину тела, размер его годовых приростов, смену молочных зубов на постоянные, а также степень полового развития.

После определения соответствия биологического возраста календарному оценивают морфо-функциональное состояние организма с использованием шкал регрессии и возрастных стандартов функциональных показателей. При этом особенное внимание обращается на гармоничность физического развития (соотношение между массой тела, окружностью груди и ростом). Физическое развитие оценивают как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных (соответствующих данному росту по шкале регрессии) в пределах одной сигмы (sR).

Физическое развитие считается дисгармоничным, когда масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1 - 2sR либо превышают их в тех же пределах за счет избыточного жироотложения. Физическое развитие оценивают как резко дисгармоничное при отставании массы тела и окружности грудной клетки более чем на 2 sR или превышении их на ту же величину за счет избыточного жироотложения. Дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие характеризуется также низкими функциональными показателями. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице.

Таблица 2. Схема комплексной оценки физического развития.

Биологический уровень.   Морфофункциональное состояние Масса тела, окружность груди Функциональные показатели.
         
Соответствует возрасту   Гармоничное М + sR и более за счет развития мускулатуры М + s и выше
Опережает возраст   Дисгармоничное От М - 1,1sR до М - 2sR От М + 1,1sR до М + 2sR за счет повышения жироотделения От М - 1,1s до М - 2s
Отстает от возраста.   Резко дисгармоничное. От М - 2,1sR и ниже; от М - 2,1 sR и выше за счеи избыточного жироотделения. От М - 2,1s и ниже.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: