Как указывалось выше, право выступает в качестве регулятора общественных отношений. В одном случае необходимо установить нормативно-правовые предписания, в другом — зафиксировать жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение (юридические факты), в третьем — закрепить решение по конкретному делу государ-
ственного органа или соглашение субъектов права. Во всех этих случаях используют акты, имеющие выраженный юридический характер.
Правовые акты — это принятые в официально признанной (чаще всего — документальной) форме акты субъектов права, имеющие юридическое значение.
Признаки правовых актов:
1) представляют собой акты правомерного поведения,
т.е. соответствуют предписаниям правовых норм;
2) носят волевой, сознательный характер;
3) имеют определенную объективно выраженную форму
(заявление, договор, распоряжение). Зачастую правовые
акты имеют документальное оформление. Во многих слу
чаях документальная форма правового акта является
единственно возможной (например, приказ о приеме на
работу).
|
|
Различают нормативно-правовые и индивидуально- правовые акты.
Нормативно-правовые акты содержат нормы права. Тем самым они распространяются на множество субъектов права и повторяющиеся жизненные ситуации. Например, Закон Украины «О политических партиях в Украине» устанавливает порядок регистрации политических партий в Министерстве юстиции Украины. Этот порядок обязаны соблюдать все вновь возникающие партии в Украине. Он рассчитан на неопределенное количество применений.
Индивидуально-правовые акты обязательны для определенного в них же самих круга конкретных субъектов и действуют «разово», на каждый конкретный жизненный случай. В этом смысле слова индивидуально-правовые акты уникальны, хотя большая их часть достаточна типична. Например, приговор местного суда по конкретному головному делу касается совершенно конкретного подсудимого и в этом смысле неповторим. В то же время он похож на приговоры по другим аналогичным делам.
Каждый из указанных видов правовых актов выполняет свою функцию в механизме правового регулирования общественных отношений.
2.11. Система законодательства: понятие и структура
Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в определенном порядке.
Различают вертикальную (иерархическую) и горизонтальную (отраслевую) структуру законодательства. Иерархия в широком смысле слова означает порядок подчинения низших форм высшим. При вертикальной структуре законодательства нормативно-правовые акты расположены в определенном иерархическом порядке в зависимости от юридической силы (значимости). На вершинз законодательной пирамиды находится конституция и/или конституционные законы, которым должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства государства включаются также международные договоры, ратифицированные парламентом.
|
|
Система законодательства Украины включает:
1) Конституцию Украины;
2) обычные (текущие) законы;
3) подзаконные акты.
Международные договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины, могут иметь как конституционный, так и обычный характер. Например, Европейская конвенция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет конституционный «ранг», а Договор Украины и Литовской Республики о социальном обеспечении — статус обычного закона.
Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю структуру: закон — преамбулу (введение), разделы (главы), статьи; подзаконный акт — разделы и пункты.
Кроме такого — иерархического, вертикального строения, система законодательства делится также по отрасле-иому признаку (по горизонтали): конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и другое законодательство.
Система законодательства и система права представляют две стороны, два аспекта одной и той же сущности — права. Система права включает, помимо нормативно-правовых
актов, иные источники права (правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры).
■