Одним из важнейших свойств права является его системность, т.е. деление права на отдельные структурные элементы, согласованные и взаимосвязанные. Системное построение права имеет важное значение, так как позволяет более полно и точно истолковать отдельно взятую норму права и правильно применить ее на практике.
Система права — это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права.
Центральным звеном системы права является отрасль — крупная упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.
Институт права — упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Например, отрасль гражданского права Украины включает такие институты как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследования и др.
Институт права состоит из норм права, которые являются первичными элементами, ячейками системы права.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Каждая отрасль имеет свой набор принципов и общих положений, специфических средств и приемов правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это область общественных отношений, которую регулирует данная отрасль, это то, что подлежит регулированию. Например, отрасль гражданского права Украины регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц.
Предмет правового регулирования уникален для каждой отрасли права.
Метод правового регулирования — это приемы и способы воздействия права на общественные отношения, это то, как право влияет на них. Например, для метода правового регулирования в гражданском праве характерны равенство участников отношений, диспозитивность правовых норм.
Основные методы правового регулирования:
1) императивный метод — это метод безусловных
властных предписаний, устанавливающий, как правило,
обязанности и запреты. Он используется главным образом
в уголовном, административном и некоторых других отрас
лях права. Императивные нормы права не могут быть из
менены по договоренности между участниками правового
отношения;
2) диспозитивный метод противоположен императив
ному. Он дает субъектам возможность выбора вариантов
поведения в рамках закона. Этот метод в большей степени
присущ гражданскому, коммерческому праву и т. д. На
пример, ст.413 действующего Гражданского кодекса Укра
ины гласит: «Договор хранения считается безвозмездным,
если иное не установлено законом или договором».
К этим основным методам правового регулирования восходят иные методы, которые тоже составляют пары противоположностей:
1) метод поощрений (стимулов) и метод ограниче
ний. Метод поощрений свойственен в основном трудовому
праву, где действуют льготные системы, направленные на
стимулирование моральной и материальной заинтересован
ности работников. Метод ограничений предусматривает
установление запретов и наказаний за нарушение запретов,
что свойственно административному и уголовному праву;
2) метод координации и метод субординации. Метод
координации типичен для процессуальных отраслей права,
где истец и ответчик, другие участники судебного разбира
тельства находятся в одинаковом процессуальном положе
нии друг перед другом, перед законом и судом, их отноше
ния характеризуются самостоятельностью. Этот метод ха
рактерен также для гражданского и семейного права:
участники гражданского договора не подчинены друг дру
гу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод су
бординации характерен для административного права. Он
предполагает неравенство участников правового отношения, подчиненность одного из них другому.
Для каждой отрасли права характерен свой набор методов правового регулирования.
Чем более развитой является система права, тем больше отраслей включает она в себя. Наряду с устоявшимися отраслями права Украины: конституционным, административным, гражданским, уголовным — формируются такие новые отрасли права как налоговое, муниципальное, предпринимательское и др.